Материалы » Формы и методы воспитательного процесса » Классификация методов воспитания

Классификация методов воспитания

Страница 1

Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации. Некоторые классификации более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или иной классификации.

Классификация методов воспитания ( по Г.И. Щукиной)

Методы воспитания

Методы формирования сознания

Методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности

Методы стимулирования деятельности

Рассказ, беседа, диспут, пример

Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации

Соревнование, поощрение, наказание

Основной функцией методов формирования сознания является усвоение знаний о правилах и нормах поведения.

Рассмотрим некоторые методы данной группы:

Рассказ на этическую тему - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Данный метод используется преимущественно в младших средних классах. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.

При помощи рассказа на этическую тему может быть представлен идеальный образец, пример нравственного поведения, психологически достаточно близкий детям, чтобы взволновать их, вызвать стремление подражать этому примеру, равняться на него в своем поведении. Прекрасным материалом для рассказа на этическую тему являются сказки, рассказы, легенды и притчи. Они населены персонажами и событиями, привычными и понятными для детского разума; они несут в себе те ситуации нравственного выбора, которые должны быть разрешены детьми с помощью воспитателя.

Этическая беседа - вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Может проводиться индивидуально, в группе, в коллективе. Тема и план проведения беседы должны быть обдуманы заранее. Цель этической беседы – углубление, упрочнение нравственных понятий, обогащение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Эффективность беседы зависит от ее проблемного характера, эмоциональной атмосферы, способствующей самостоятельности выводов воспитанников. Правильное руководство этической беседы заключается в том, что воспитатель учитывает интересы детей, характер их взаимоотношений, их нения. Этические беседы строятся по определенному сценарию, включающему в себя сообщение и анализ фактов, обсуждение конкретных ситуаций, обобщение наиболее существенных признаков нравственных качеств личности, мотивацию и формулировку нравственного правила, применения воспитанниками усвоенных знаний при оценке своего поведения, поведения других людей (И.П. Подласый).

Диспут - разновидность спора, когда воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают заинтересовавшую их проблему. Этот метод предназначен для учащихся средних и старших классов, поэтому диспут проводится в живой, яркой форме, учитывающей направленность юношеского возраста на проблемы мировоззренческого, ценностного, духовно-нравственного осмысления жизни. Диспут-это сложный метод, который требует высокого уровня профессиональной компетентности воспитателя. При организации и проведении диспута педагог должен учитывать право воспитанника на выбор собственного мнения, проявлять максимальную деликатность и уважение к высказываниям учащихся.

Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений - короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подласый). Воспитатель должен обращать внимание учащихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.

Основной функцией методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения. К данной группе методов относятся:

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Развитие дошкольной педагогики в России
После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы народного образования. В 20-е гг. в СССР существовало 3 типа дошкольных учреждений — детские дома для детей-сирот, детские очаги, обслуживавшие детей фабрично-заводских рабочих, и детские сады. В дошкольные учреж ...

Психологические особенности неуспевающих школьников
Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логиче ...

Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru