Материалы » Направления и формы воспитательной работы в Православной церкви » Воскресные школы

Воскресные школы

Страница 1

Воскресная школа - занятия для детей, где в доступной, игровой форме рассказываются основы христианской веры и библейские сюжеты. Название образовано от дня проведения занятий – воскресенья. Это идея создания некой «семейной атмосферы», которая призвана не заменить ребенку его семью, а помогает ребенку окунуться совсем в иной мир человеческих отношений, во многом альтернативный тому, что окружает его остальные шесть дней в неделю и выдвигает зачастую жесткие жизненные требования, ведущие к внутренним перенагрузкам. Воскресные школы существуют при православных приходах и братствах.

Заглядывая в историю возникновения воскресных школ, можно увидеть, что изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей, и явились наиболее ранней формой внешкольного образования. Различают 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан – это воскресные школы, для мусульман – пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные.

Первые воскресные школы конфессионального типа возникли в середине 15 в. в Италии. Однако жизнь диктовала все новые требования, что привело, с одной стороны, к введению общеобразовательных предметов в конфессиональных воскресных школах, а с другой – к учреждению светских воскресных школ. В наше время конфессиональные воскресные школы продолжают существовать во многих странах, в том числе и в Беларуси. На территории Беларуси особую роль в становлении духовно-нравственного образования играли монастыри, которые были основаны после учреждения епископских кафедр в Полоцке (992 г.) и Турове (1005 г.) . Почти при каждом из них размещались школы и библиотеки. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, где совершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния, переписывались книги, в монастырской школе обучались дети .

Из опыта деятельности многих воскресных школ можно сложить представление об их концептуальном положении. Воскресная школа призвана формировать в своих стенах духовную среду, основная характеристика которой - это атмосфера соборной православной семьи. Однако школа при этом вовсе не является аналогом некоего элитарного «православного клуба». В воскресной школе находят свое естественное продолжение духовные переживания всех, кто включен в жизнь церкви.

Основной педагогический подход в работе: процесс обучения не должен носить довлеющий характер, при котором значительное внимание уделяется проставлению отметок, проведению проверочных работ, экзаменов и т. д. Этот процесс должен быть естественно включен в «семейную жизнь» школы.

Задача воскресной школы при этом: дать ребенку не просто некое рассудочное знание о Боге, но в первую очередь привить ему опытное сердечное знание Бога, что достигается лишь при воспитании искренней веры, передаваемой «от сердца к сердцу»; а также приобщение к литургической жизни Церкви, религиозное обучение, создание социо-культурной детско-юношеской и семейной православной среды. «…Нужно искать особую систему доверительного диалога с детьми, только в этом случае педагог будет иметь возможность слышать, что происходит в душе ребенка, сопереживать и служить ему своими советами и реальными делами». Л.В. Сурова

Рассмотрим обобщенный распорядок дня воскресной школы.

День в воскресной школе начинается с церковной службы. После богослужения все собираются вместе для прохождения занятий по богословским дисциплинам (для каждой возрастной группы они разные). Изучаются предметы: Закон Божий, история Церкви, церковное пение, нравственное богословие и др.). Во многих школах занятия завершаются чаепитием, во время которого, как и полагается в одной большой семье, происходит общая беседа: у кого-то за прошедшую неделю произошло значимое событие, кто-то прочитал душеполезную статью, книгу и хочет поделиться этим с другими, обсуждается взаимопомощь при возникновении каких-либо проблем и т.д. После чаепития молитва, которая содержит насущные нужды: у кого-то на прошедшей неделе были именины – духовное «сорадование» с ними; кто-то из учащихся или их близких заболел – сопереживание, духовная поддержка…

Страницы: 1 2

Другая информация:

Организация личностно-ориентированного урока
При подготовке и проведении ЛО урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию. Направление деятельности учителя Пути и средства его реализации I.Обращение к субъектному опыту школьнико ...

Коррекционная работа по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением
В результате полученных данных мы посчитали необходимым разработать коррекционную программу для детей с нарушенным зрением. В качестве ориентира выступало положение о том, что музыкальная деятельность – это фактор эмоционального, творческого, нравственного, эстетического и умственного развития дете ...

Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru