Материалы » Семья и семейное воспитание ребенка как педагогическая проблема » Воспитание детей в семье

Воспитание детей в семье

Страница 1

Более 60 лет назад Макаренко А. ратовал за семью с несколькими детьми, поскольку такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг другу.

Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единственного ребенка, и нескольких детей. Несомненно, что для развития ребенка полезнее, когда у него в семье есть партнеры по играм, занятиям, развлечениям, чем их отсутствие и одиночество.

Следует учесть, что воспитание единственного ребенка есть множество вариантов и не все они строятся на безграничной любви к нему. Нередки, например, семьи, где единственный ребенок – носитель родительских амбиций, тогда жизнь его расписана по минутам: музыка, рисование, теннис и т.п. Иные условия развития единственного ребенка, если его заводят, чтобы сохранить семью, которая дала трещину. Забота о ребенке укрепляют чувства моральной ответственности супругов, но не прибавляют тепла в их отношениях. И, наконец, в современной жизни немало семей, где единственный ребенок безнадзорен, нередко вливается в армию «детей улицы». У единственных детей, как правило, теснее эмоциональные узы, контакты с взрослыми членами семьи, или перепадает больше духовных и материальных благ, чем в семье с несколькими детьми. Единственный ребенок всегда на глазах взрослых, которые замечают, когда ему что-либо не удается, когда ему трудно, и спешат на помощь. В большой семье ребенок пытается все сделать сам, а единственный ребенок делает все в полсилы, зная, что ему помогут. У него развивается позиция опекаемого, обучаемого. А это ведет к потере веры в свои силы, к несамостоятельности. Нередко единственные дети становятся с маленькими деспотами в семье, заставляя всех взрослых служить себе. Другая характерная особенность развития единственных детей – они не имеют возможности близко общаться с другими детьми. В единственных детях ярче проступают эгоистичные наклонности, они больше наступают, чем уступают, а сегодня так важно быть терпимее к людям, уметь пойти им навстречу, проявить внимание и заботу!

В семье с несколькими детьми – иная воспитательная ситуация. Детям приходится делить между собой любовь, внимание, заботу родителей, а не «купаться» в них, как это частенько выпадает на долю единственного ребенка.

Старшие и младшие дети выступают по отношению друг другу в ролях обучающих и обучаемых, воспитывающих и воспитываемых. Старшие направляют развитие, интересы младших, многому учат их, причем часто более успешно, чем родители. Младшие дети, «наступая» старшему на пятки, стимулируют его развитие. Однако воспитание нескольких детей в семье, не столь безоблачно, как кажется на первый взгляд. Из проблем, которые возникают в многодетных семьях, самые невинные, когда младшие не хотят поднашивать вещи старших, играть в их игрушки и т.п. Иной характер проблем, когда дети начинают соперничать друг с другом. Это случается, если ребенок стремится проявить себя лучше, ярче в том, что получается у брата или сестры. Задача родителей помочь ребенку утвердиться в своих стремлениях, добиться результатов, но так, чтобы никто не был обойденным и униженным. Если упустить контроль за соперничающими детьми, то это может привести к нарушению взаимоотношений между ними, развитию примитивных межличностных реакций (зависть, амбиция, агрессия). Условия для развития старших и младших детей, растущих в одной семье, не остаются раз и навсегда данными. Ведь семья - это не застывшая организация, а динамичная микросистема, постоянно находящееся в диалектическом развитии.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Особенности системы образования Пензенской области
Сегодня система образования Пензенской области характеризуется активными инновационными изменениями, связанными с внедрением новых подходов к финансированию образовательных услуг, с привлечением к их предоставлению негосударственного сектора, с реструктуризацией бюджетной сети образовательных учреж ...

Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...

Классификация учреждений дополнительного образования, их характеристика
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее. Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru