Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Ландшафтные зоны Кавказа

Ландшафтные зоны Кавказа

Страница 2

Между Большим и Малым Кавказом расположены Закавказские равнины (Закавказская межгорная зона): на западе - Колхидская (Рионская), на востоке - Куринская низменности.

Поверхность Колхидской низменности почти плоская, слегка наклоненная к западу. Для низменности характерны влажный субтропический климат и пышная растительность. Наиболее крупные реки Риони, Ингури и Кодори.

Куринская низменность отличается от Колхидской значительно более сложным рельефом. Восточная, наиболее опущенная часть получила название Куро-Араксинской низменности. К северу от последнее выделена полоса невысоких возвышенностей и плоскогорий. Западная часть Куринской низменности системой невысоких хребтов разделена на ряд равнинных участков. Всю низменность пересекает полноводная Кура. Климат сухой, субтропический, вследствие чего ландшафт низменности преимущественно полупустынный и степной. Характерно развитие грязевых вулканов. Последние известны в междуречье Кура-Иори, а наиболее широко распространены в Кобыстане, на Апшеронском полуострове и примыкающих к нему островах Каспийского моря.

Обширность и большая протяженность Кавказа с севера на юг обуславливают разнообразие его природы и различных климатических условий. Сильно расчлененный горный рельеф обуславливает чередование типов климата, часто от сухого субтропического до холодного горно-тундрового. Высоко в горах преобладают отрицательные температуры воздуха, здесь распространены вечные снега и ледники. Склоны Кавказских гор, долины, котловины нагреваются неравномерно, часто возникают температурные контрасты. Прохладный и прозрачный воздух, обилие ультрафиолетовых лучей делают горный климат весьма полезным для здоровья .

В разных районах Кавказа выпадает различное количество осадков; особенно обильны они на южных склонах Кавказского хребта.

Также территория Кавказа богата различными видами природных ресурсов: в первую очередь это минеральные и рекреационные природные ресурсы.

Разнообразие физико-географических условий, геологическая история, наличие различных климатов в пределах Кавказа, обусловило большое разнообразие природных и ландшафтных зон на его территории, изменяющихся как направлении с севера на юг, так и в субширотном направлении, а также с изменением высот.

Вследствие различия природных условий в различных областях Кавказа, ученые выделяют здесь пять ландшафтных зон: Большой Кавказ, Колхидская низменность, Куринская впадина, Гирканская область (Талышские горы и Ленкоранска низменность), Малый Кавказ .

Большой Кавказ - высокогорная система, вытянутая с северо-запада на юго-восток, от Таманского полуострова до Апшеронского. Ее длина около 1100 км при наибольшей ширине в центральной части почти 180 км. Самая высокая вершина Большого Кавказа - потухший вулкан Эльбрус (5642 м). Обычно Большой Кавказ подразделяют на три части. Наиболее высокая из них лежит между Эльбрусом и Казбеком (5033 м) и именуется Центральным Кавказом. Западнее Эльбруса располагается Западный Кавказ, а восточное Казбека - Восточный Кавказ. Осевую высокогорную полосу Большого Кавказа образуют два хребта: Главный, или Водораздельный, и расположенный севернее Боковой. Эту полосу окаймляют с севера и юга менее высокие горные хребты, переходящие на периферии в предгорья. При этом южный склон Большого Кавказа значительно круче и короче, чем северный. Водораздельный хребет орографически отчетливо выражен между вершинами Чугуш (3238 м) на западе и Бабадаг (3629 м) на востоке. Наиболее высокая его вершина Шхара (5068 м) лежит в пределах Центрального Кавказа. Боковой хребет в отличие от Водораздельного состоит из ряда горных массивов (коротких хребтов), расположенных севернее Водораздельного хребта и ориентированных параллельно ему.

Большой Кавказ делится на Кубанскую, Верхнетерскую. Дагестанскую, Северо-Причероморскую, Приколхидскую, Прикуринскую и Высокогорную провинцию Восточного Кавказа.

Кубанская провинция занимает западную часть северного склона Большого Кавказа, в бассейне реки Кубань, от подножия гор до верхней границы леса (около 2000 м). В результате эрозионного расчленения в осадочных толщах (известняки, песчаники, глины) выработаны кряжи и куэсты, включая западную часть Скалистого хребта. При относительно высокой теплообеспеченности здесь выпадает 700-1000 мм осадков за год, что способствует развитию карста и формированию полноводных левых притоков Кубани. Для провинции характерен кубанский тип высотной ландшафтной зональности. Предгорная наклонная равнина, постепенно понижающаяся к долине Кубани, занята лесостепями с островными дубравами на мицеллярно-карбонатных черноземах. Распаханность местами доходит до 60-80 %. Выше по склонам развиты широколиственные (дубовые и буковые) леса на серых лесных и горных бурых лесных почвах. С высоты около 1200 м появляются темнохвойно-широколиственные, а затем темнохвойные (елово-пихтовые) леса на горных бурых лесных оподзоленных или подзолистых почвах. Выше 1800 м обычно располагаются субальпийские луга.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Характеристика современного состояния проблемы
Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать здоровьеориентированный образовательный процесс в школе. Вместе с тем чрезвычайно широкая трактовка термина «здоровье» создает существенные методологические и технологические трудности в достижении эт ...

Девиантное поведение: понятие, причины
Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происход ...

Самоанализ результатов педагогической деятельности по данной проблеме
В процессе чтения и изучения поэтического произведения перед учителем встают две задачи: раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения, помогая тем самым его воздействию на учащихся; формировать умения учащихся в области восприятия и оценок стихотворения, их читательские качества. В решен ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru