Материалы » Пути и способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте » Динамика развития речи у детей в раннем возрасте

Динамика развития речи у детей в раннем возрасте

Страница 2

В возрасте одного года ребёнок:

Знает, как его зовут;

Понимает слово «нет»;

Понимает и выполняет несложные просьбы;

Повторяет простые одно- и двухсложные слова;

Играет в «Сороку-белобоку», желает «спокойной ночи»;

Говорит «мама», «папа» и ещё около десятка слов, обычно существительных;

Любит подражать голосам животных и звукам разных предметов;

По просьбе взрослого даёт игрушку;

С удовольствием смеётся;

Хорошо слышит и различает много звуков;

Демонстрирует искреннюю любовь к вам;

Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе;

Активно рисует карандашом или мелком каракули.

До полутора лет развитие собственной речи малыша происходит довольно медленно. В этот период он усваивает от 30 – 40 до 100 слов и употребляет их редко.

К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда чётко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягчённо (дяй вместо дай). Отчётливость произнесения звуков во многом зависит от их места в слове. Так, если слово состоит из двух открытых слогов (после согласного идёт гласный: мама, Вова, Катя), то малыш произносит его правильно. Если же слово состоит из трёх и более слогов (вместо машина - паина, вместо велосипед – апипед). Пропускается звук и в том случае, когда два согласных стоят рядом (второй произносится как тоой, дверь – как вей).

После полутора лет происходит резкий перелом. Вместе с требованием ребёнка называть предметы можно отметить его попытки произносить слова, которые эти предметы обозначают. К концу второго года ребёнок употребляет до 300, а концу третьего года – до 1200 – 1500 слов.

Откуда берутся «автономные» слова?

Во-первых, сами взрослые специально придумывают их для детей. Из поколения в поколение передаются такие слова, как ам-ам, или ням-ням, нака, бяка… Взрослые считают, что они более доступны детям.

Во-вторых, ребёнок искажает в своей речи настоящие слова, произносимые взрослыми. Малыш ещё недостаточно хорошо слышит слово, и у него ещё не сложился в надлежащей мере аппарат произношения. Произнося слово, он невольно меняет его звуковую форму. Молоко он произносит как «моко», голова – как «гова»… Обычно «страдает» середина слова. Ребёнок воспроизводит ударный и первый слоги.

И, наконец, малыш сам придумывает «автономные» слова, часто шутя и играя.

Если взрослые требуют от ребёнка чёткого произнесения слов, поправляют их, то «автономная» речь быстро исчезает. Но бывает, что окружающие умиляются «своеобразию» словотворчества ребёнка и даже подражают ему. Тогда становление правильной речи идёт с задержками.

Главное событие в развитии речи в этот период (к концу второго года) заключается не в количественном росте словаря, а в том, что слова, которые ребёнок использует в своих предложениях, приобретают соответствующую грамматическую форму: «девочка села», «девочка сидит», «лопатку баба дела (сделала)».

С этого времени и начинается один из важнейших этапов овладения родным языком – овладения его грамматической структурой. Усвоение грамматики происходит интенсивно, и основные грамматические закономерности ребёнок усваивает примерно к трём годам. К этому времени он употребляет все падежные формы (без предлогов и с предлогами – « на волка похож», «под землю спрятался» и т. п.), формы глаголов, сложные предложения с союзами («Во сне видела, что волк укусил мне руку», «Форточка открыта, чтобы проветрилось»).

Итак, к двум годам ребёнок:

Обладает запасом в 200 – 300 слов;

Пользуется в речи двух-, трёхсловными словосочетаниями и предложениями;

Прислушивается к словам и понимает их значение;

Любит, когда ему читают и рассматривает иллюстрации;

Называет предметы, изображённые на картинках;

Хорошо знает своё имя, произносит его;

Пользуется словами «да», «нет», «ещё»;

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Методы и формы работы социального педагога в УДО с подростками, склонными к девиантному поведению
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и ...

Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема
Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные ...

Психологические особенности организации самостоятельной работы
Педагоги и психологи предлагают разные пути интенсификации учебного процесса. Видный психолог, который занимается психологическими процессами в обучении иностранному языку, В.А. Артёмов объединяет все пути в два магистральных направления обучения: усовершенствование методики обучения усовершенствов ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru