Знакомя малыша с новыми словами, нужно обратить внимание на твёрдость произнесения согласных звуков. Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребёнку: «Это гусь. Он кричит: га-га-га! А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить звук г мягко (гя-гя-гя), необходимо поправить его.
Внимание к правильному формированию звуковой стороны речи должно быть не меньшим, чем внимание к содержательной стороне. Обращать внимание малыша на то, как правильно произносятся слова, требовать от него выговаривать слова и фразы чётко, внятно.
Когда детям читают народные песенки, потешки, когда разучивают их с ними, то, разумеется, это, прежде всего, важно для ознакомления детей с художественным словом. Но вместе с тем это способствует усвоению правильного звукопроизношения. Многие из потешек и песенок, наверное, и создавались для того, чтобы дать малышу возможность «поиграть» звуками.
Нередко взрослые подражают несовершенной речи ребёнка, заимствуют у него неправильно произносимые слова: «Ах, ты мой теньцик далягой (птенчик дорогой)!». Делать этого не следует. Незачем своим авторитетом закреплять недостатки речи ребёнка, тем более что он сам уже может слышать неправильности звукопроизношения в речи других людей и даже в какой-то мере понимать, осознавать недостатки своей речи, своё умение.
Внимание ребёнка к особенностям слышимой им речи, умение слышать тонкости произношения слов и помогают ему в усвоении правильного произношения звуков и слов. Поэтому важно, чтобы взрослые, разговаривая с маленьким ребёнком, следили за чёткостью, ясностью своей речи, за её темпом, так как в убыстрённой речи при небрежном произношении (а оно характерно для обыденной разговорной речи) звуки (гласные и согласные) значительно изменяются, ослабляются, как бы стираются, а иногда и выпадают .
К трём годам ребёнок:
Часто задаёт вопросы взрослым;
Пользуется двух-, трёхсловными предложениями;
Говоря, высказывает свои впечатления, мысли;
Договаривает звуки, слоги, слова при чтении;
Имеет словарный запас 1000 – 1500 слов;
Понимает значение простых предлогов и множественного числа;
Знает время суток;
Называет два цвета .
Между годом и двумя ребёнок делает заметные шаги в навыках речи и понимания её. Он демонстрирует постепенно увеличивающееся понимание отдельных слов и простых наставлений. Обычно этот уровень понимания превосходит набор слов, которым ребёнок пользуется сам. Осмысливание ребёнком более сложной речи опирается на невербальные намёки и запоминание каких-то обыденных ситуаций, например, того, что игрушки кладут в коробку, а не под неё. Таким образом, ребёнок в этом возрасте заполняет пробелы между уже понятными им сферами.
К двум годам ребёнок усваивает, что слова, обозначающие знакомые им предметы, относятся к таким же предметам в книжках или в кукольных домиках. Взрослым с их опытом это и так ясно, но ребёнку надо усвоить, что рисунок банана называется так же, хотя этот банан плоский и совсем несъедобный. Точно так же кукольный стул назван тем же словом, что и настоящий, хотя сидеть на нём нельзя.
Возраст, в котором появляются первые слова и словосочетания, весьма неоднозначен. Но ожидать появления явных признаков развития речи следует к двум годам. К этому времени ребёнок владеет большим числом различных слов, хоть и необязательно произносят их чисто, как взрослые. Часто он объединяет два слова в простые, но неправильные сочетания. Это может быть комбинация имени ребёнка с названием какого-то предмета или же чего-то, что ему хочется.
Общая смягчённость речи характерна и для третьего года жизни. Многие звуки ещё отсутствуют и заменяются более лёгкими для произнесения. Так, шипящие звуки (ш, ж, ч, щ) нередко заменяются мягкими свистящими звуками сяпка (шапка), зюк (жук), сенок (щенок), цяйник (чайник), иногда вместо звука ч ребёнок может произнести звук ть; тясы (часы). Твёрдые свистящие заменяются мягкими (сянки вместо санки), согласные р, рь, л отсутствуют или заменяются звуками ль, й: ыба (рыба), гия (гиря), двель (дверь).
Другая информация:
Экспериментальное исследование уровня развития речи у детей в раннем
возрасте
В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года, фиксировала ее речь и в дальнейшем на основе этих результатов ...
Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста в целом и через игровую деятельность. Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и ...
Способности как психологический аспект
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические качества и свойства людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деят ...