Материалы » Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми » Сущность дошкольной педагогики

Сущность дошкольной педагогики

Страница 4

Система Монтессори имела большое значение в развитии дошкольной педагогики. Уникальный дидактический материал этой системы практически без изменений просуществовал более 100 лет. Многие пособия этого материала нашли применение в других системах дошкольного воспитания и широко используются в наши дни для развития сенсорики и моторики маленьких детей. Кроме того, эта система на практике продемонстрировала необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку.

Вместе с тем данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен предлагаемым дидактическим материалом и жестко предписанными действиями с ним. В результате действия детей становятся однообразными, стереотипными и автоматическими, а значит, не свободными. Педантизм и излишняя регламентация предлагаемых упражнений скорее способствуют "дрессировке" по овладению различными навыками, а не всестороннему развитию личности и индивидуальности ребенка.

Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, Монтессори ограничивает сферу воспитания детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения по развитию органов чувств обеспечивают лишь выработку элементарных сенсорных дифференцировок, но мало что дают для формирования более сложных форм восприятия и практически совсем не развивают мышление ребенка.

Еще одно важное направление в дошкольной педагогике – вальдорфская педагогика — чрезвычайно интересное и оригинальное направление в педагогической теории и практике, существующее уже более 80 лет. Основателем этого направления был выдающийся философ и педагог Рудольф Штайнер (1861—1925). Именно он в 1919 г. основал первый детский сад в г. Штутгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). С тех пор вальдорфские детские сады получили широкое распространение во всем мире, в том числе и в нашей стране. Вальдорфская педагогика содержит массу оригинальных и плодотворных педагогических идей, которые легли в основу практической деятельности многих детских садов. дошкольный педагогика образование россия

Антропософия Р. Штайнера исходит из врожденной позитивной природы ребенка. В самом маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Главная задача воспитания — помочь раскрыться и развиться этому началу, а не деформировать его. Ребенок самодостаточен и полон жизненных сил, и сам может и должен определять путь своего развития. Всякое вмешательство в его жизнь, всякое давление искажают его природу и принуждают к поступкам, желательным для взрослых, но не для него самого. Таким образом, необходимо отказаться от какого-либо вмешательства в жизнь ребенка, а значит, отказаться от какой-либо методики или программы воспитания. Эти положения обусловили несколько своеобразных "запретов", существенно отличающих деятельность вальдорфских детских садов от других дошкольных учреждений.

Первый из них — это запрет на раннюю интеллектуализацию и обучение. Воспитание в вальдорфском детском саду не рассчитано на развитие интеллекта и раннее обучение. Здесь строго избегают любой нагрузки на память и на мышление до семи лет. Маленький ребенок постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленькому ребенку, и не нужно преждевременно вводить в него ребенка, пока не окрепнут его духовные и умственные силы. Штайнер призывает как можно позже прививать ребенку так называемую внешнюю духовность в ее умственной форме. Следует как можно дольше оставлять ребенка в его образно-сказочном мире, не разрушать его воображения и образности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Общие пропорции и размеры фигуры
Размеры фигуры, предлагаемые здесь, отходят от традиционных семи с половиной высот головы и устанавливаются на восьми и трех четвертях для всей высоты фигуры. Принимая высоту головы за единицу измерения для определения пропорций фигуры, получим следующие величины: 1. Передний торс: высотой в три вы ...

Цепочка учебных затруднений на формирование понятия функции в курсе алгебры С.Ф. Горбова
Как уже отмечалось, в курсе С.Ф. Горбова понятие функции вводится с помощью специально организованных авторами ситуаций затруднения. Они оформляются в заданиях. Остальные задачи, предлагаемые в задачнике, направлены на конкретизацию понятия или применение введенного способа. С.Ф. Горбов довольно ча ...

Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением
Дети с нарушением зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, но в то же время компенсаторные механизмы позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Это обусловлено тем, что «человеческий организм располагае ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru