Материалы » Теория решения изобретательских задач как педагогическая технология » Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс

Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс

Страница 1

На сегодняшний день применение методов ТРИЗ и РТВ в педагогике включается три основных направления разработок:

- дополнение и изменение традиционных дисциплин;

- создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ-РТВ;

- разработки в области теории творческого мышления.

Первое направление разработок представлено сборниками творческих задач, интегрированными курсами с элементами ТРИЗ, разработками отдельных тем и занятий по различным дисциплинам с применением методов ТРИЗ. Стандарт на использование методов ТРИЗ для дополнения и изменения традиционных дисциплин должен, прежде всего, отражать, как предлагаемые методы могут использоваться для развития мышления в ходе изучения различных предметов.

Методы ТРИЗ не просто делают занятия более разнообразными, не только стимулируют интерес к изучаемому предмету. На основе ТРИЗ можно формировать единую научную, системную, диалектически развивающуюся картину мира. В ТРИЗ выявлены законы развития технических систем, эти законы преимущественно являются универсальными законами развития систем. Одной из важных и сложных проблем системы образования является не согласованность отдельных дисциплин, изучаемых в школе или ВУЗе. Разработка интегрированных курсов на основе ТРИЗ может помочь в решении этой проблемы. Для решения изобретательских задач часто необходимо использовать приемы, эффекты, понятия не только той дисциплины, в которой рассматривается проблемная ситуация. А приемы и методы, с помощью которых ведется поиск решения, едины для открытых задач из любой области науки. Таким образом, при решении открытых задач, при изучении и использовании инструментов решения межпредметные связи становятся понятными, очевидными, используются учащимися как инструмент для изучения и исследования.

Часто применение методов ТРИЗ делает необходимым пересмотр содержания, изменение последовательности изучения отдельных тем или разделов с целью выявления общий правил, принципов, закономерностей, по которым развиваются изучаемые системы (законы эволюции для биологических систем; закономерности развития языка для лингвистических систем; законы развития общества для исторических систем и т.д.). Такой подход дает возможность добиваться глубокого понимания изучаемых понятий, процессов, явлений. При этом необходимо отслеживать эффективность такого обучения, ориентируясь на стандарты образования по изучаемым дисциплинам. Как правило, применение методов ТРИЗ значительно повышает эффективность обучения, но есть опасность пропустить какие-либо информационные блоки, конкретный фактический материал.

Еще один немаловажный аспект применения методов ТРИЗ и РТВ для изменения и дополнения традиционных дисциплин - это использование технологии ведения исследовательской работы, разработанные в ТРИЗ. Технология ведения картотек, принципы постановки проблем, системный анализ изучаемых объектов, процессов, явлений, выявление закономерностей в развитии систем, функциональный подход в решении возникающих задач - эти принципы исследовательской работы и их инструментальная разработка делают исследовательскую работу доступной детям достаточно раннего возраста. Кроме того, такой подход дает возможность успешно обучать методам исследовательской работы, проводить такую работу, как при изучении отдельных дисциплин, так и на междисциплинарном уровне.

Результаты многолетнего опыта внедрения ТРИЗ в образовательный процесс показывают, что ученики, освоившие компоненты ТРИЗ отличаются умом, сообразительностью и организованностью. В отличие от своих сверстников они используют больший словарный запас, способны широко мыслить, давать четкие развернутые ответы на вопросы; не боятся сталкиваться с трудностями, в том числе адекватно воспринимают контрольные, проверочные работы и экзамены; с удовольствием рассуждают и высказывают свое мнение. Отмечается системность, гибкость и свобода мышления, воображение и интеллект, они проявляют творчество в тех ситуациях, где для этого есть возможность. Мыслят логически, поэтому в ряде случаев, не заучивают какое-либо правило, а выводят его. Организованность проявляется в выполнении школьных требований (дежурство, участие в соревнованиях и т.п.), без дополнительных разъяснений они выполняют функциональные обязанности, потому что понимают их. Ученики проявляют также высокую познавательную активность, берут дополнительные задания, активны на уроках, внимательны и дисциплинированны. Повышается трудоспособность, уверенность в собственных силах и ответственность, дети проявляют положительное отношение к школе и к знаниям, это указывает на то, что меняются ценностные ориентации учеников, их жизненные взгляды.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Понятие о педагогической технологии
Нет сомнения, что каждый в меру образованный человек сегодня постоянно сталкивается с понятием «технология», которое нередко употребляется в бытовом значении, а с другой стороны заключает в себе общий смысловой элемент: обозначает процесс материального воздействия на материальное тело с целью получ ...

Характеристика авторской школы Фролова
Любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно-мотивационной операционально-исполнительной рефлексивно-оценочной Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и четкой цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых дей ...

Воспитание детей в семье
Более 60 лет назад Макаренко А. ратовал за семью с несколькими детьми, поскольку такая семья представляет собой коллектив, где воспитателями выступают не только родители, но и дети по отношению друг другу. Сегодня нет однозначного подхода к этой проблеме: есть плюсы и минусы в воспитании и единстве ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru