В обыденной жизни нам всегда приходится решать какие-либо задачи, для этого мы ищем пути решения, подбираем способы, выстраиваем последовательность своих действий, связываем происходящее ассоциациями и закономерностями, то есть пытаемся сделать всё как можно качественнее и быстрее, и при этом извлечь пользу и привнести в жизнь что-то новое. Многие приемы мышления, которыми мы привыкли пользоваться, входят в систему Теории решения изобретательских задач или ТРИЗ.
Зародившись в технической науке, в наши дни она вошла в различные области человеческой деятельности, например, реклама, бизнес, политика, менеджмент, искусство, экономика. Поскольку в педагогической деятельности существует также большое количество задач, то естественным образом ТРИЗ нашла свое отражение и в педагогике. Современное образование ставит перед работниками этой сферы цель в воспитании всесторонне-развитой личности ученика, способной активно проявлять себя в социуме. Для того чтобы придерживаться активной позиции, необходимо знать, как находить выход из той или иной жизненной ситуации. Теория решения изобретательских задач содержит массу понятий и приемов, используя которые в обучении и воспитании, можно добиться поставленной цели.
Кроме того, организация работы по обучению способам творческой деятельности способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя, между самоуправлением и педагогическим управлением творческой деятельностью ученика. Это возможно за счет возвышения потребности учащихся в творческом самовыражении, в самореализации через наполнение ее социально-значимым содержанием и новыми способами деятельности, за счет развития творческой активности ученика, которая составляет основу его саморазвития. ученик, покидающий школу, мог бы самостоятельно принимать решения, предвидеть последствия своих действий и нести ответственность за свои поступки.
В чем преимущества ТРИЗ как педагогической технологии, нам придется разобраться. В содержании работы имеется две части. В первой теоретической части будет освещена сущность теории решения изобретательских задач, рассмотрены ее принципы и основные понятия. Во второй практической части мы попытаемся представить, как может проходить обучение некоторым компонентам ТРИЗ.
Другая информация:
Правила изображения фигуры человека. Пропорции и выразительные средства
Леонардо да Винчи, изучавший и глубоко анализировавший опыт древних, разрабатывая правила изображения человеческой фигуры, пытался на основе литературных сведений восстановить так называемый «квадрат древних». Он выполнил рисунок, в котором показана пропорциональная закономерность в соотношении час ...
Модульная технология
Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а задача учителя — осуществлять управление его учебной деятельностью. Основополагающее понятие модульной технологии — модуль. Модуль — это ...
Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...