Материалы » Теория решения изобретательских задач как педагогическая технология » Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс

Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс

Страница 2

Тем не менее, успеваемость учеников обучавшихся в системе ТРИЗ и обычных учеников, практически не отличается. Возможно, это связано с тем, что, используя по-максимуму свои способности, многие из них остаются детьми и порой спешат в своих выводах, а системе оценивания традиционной школы нет критерий для оценки творческого, качественного развития личности.

Для описания результатов внедрения ТРИЗ в педагогический процесс, мы выбрали младший школьный возраст, поскольку познавательная сфера, воображение, фантазия в этом возрасте наиболее развиты. Также возрастные особенности содействуют формированию абстрактного и образного мышления.

В одной части нашей практической работе мы рассмотрим, как можно использовать некоторые компоненты ТРИЗ при изучении иностранного языка. Хочется отметить, что из-за того, что внедрение ТРИЗ на начальном этапе целесообразней, а понятийный аппарат ТРИЗ довольно обширный, то задействовать его, со всеми уточнениями на иностранном языке проблематично, поэтому объяснению поддаются только базовые понятия.

Вторую часть также будет представлять понятийный аппарат ТРИЗ, включающий пример определения, нахождения и разрешения противоречий и понятие ИКТ в творческих задачах.

Представленные разработки не связаны между собой. В образовательном процессе они могут носить ситуативный характер, как на уроках иностранного языка, так, например, и на уроках логики или в работе продленного дня.

Знакомство с понятием система на уроке английского языка в 3-4 классе.

Занятие проводится после изучения необходимой лексики по теме «Животные».

Цель: Знакомство с понятием ТРИЗ - «система».

Задачи:

- определить какие есть виды животных (домашние и дикие);

- определить признаки каждого вида (размер, чем питаются, где живут)

- на основании составленной схемы выявить подсистемы и надсистемы;

- используя данную иерархию, описать животного;

- в качестве домашнего задания придумать загадку про животного.

Для того чтобы разнообразить занятие, можно провести его в форме соревнования, разделив класс на 2 команды, одна будет составлять схему про домашних животных, другая - про диких. Предварительно можно попросить детей принести картинки с изображениями этих животных, чтобы процесс познания был более наглядным.

В ходе выявления признаков каждого вида животных, дети делают осознанные заключения. Работая в минигруппах, им легче высказываться и предлагать свои идеи. Возможно, учителю придется вместе с учениками определить, в каком направлении им думать.

Представление того, что получилось у каждой группы, ведется на английском языке, выписывается на доске учителем.

Задача учителя на дальнейшем этапе, состоит в том, чтобы дети могли сами дать определение системы, под- и надсистемы на конкретном примере. Использование иностранного языка только затруднит понимание, поэтому целесообразней обсуждать эти вопросы на русском.

На следующем этапе, в качестве конкурса для капитанов, можно попросить каждого из них описать животное, используя схему противоположной команды, а остальным участника проанализировать его ответ, с точки зрения пройденных понятий.

Формулируя описание животного, ученик вынужден построить логическую цепочку своего ответа на английском языке, в этом процессе задействованы речевые навыки, знание структуры английского предложения, а также мыслительные операции. Перед остальными участниками возникает задача прослушать, понять и запомнить сказанное (развитие навыков аудирования, восприятия и памяти). С образного представления этого животного, соотношения сказанного с полученными знаниями о системе, начинает развиваться системное мышление.

Знакомство учеников 5-6 классов с понятием ТРИЗ «Ресурс» на уроках английского языка на примере грамматического времени.

Цель: знакомство и применение понятия ТРИЗ «ресурс»

Задачи:

- ввести понятие «ресурс»;

- определить ресурсы системы английского языка на примере времен;

- опираясь на ранее полученные знания (образование настоящего продолженного и простого прошедшего времен) сформулировать правило образования прошедшего продолженного времени, используя ресурсы языка.

- сформулировать общее правило использования ресурсов в системе.

На первом этапе учителю необходимо определить, как понимают слово «ресурс» учащиеся, используя метод беседы и наводящих вопросов. Дать определение в соответствии с ТРИЗ. Далее вместе с учениками определить ресурсы грамматических времен английского языка. Установить взаимосвязь между их использованием, названием и образованием.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Опорные задачи по теме «Многогранники»
Как уже говорилось, изучение многогранников является важнейшей частью курса стереометрии. Они дают богатый задачный материал как при изучении самой темы «многогранники», так и при изучении последующих тем стереометрии. Чаще всего в учебниках мало простых задач «на геометрические тела», поэтому на у ...

Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи является чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития а ...

Сущность семьи и брака
Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для одних семья – оплот, надежный ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru