Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология проектной деятельности школьников

Технология проектной деятельности школьников

Страница 1

Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию окружающего мира.

Содержание школьной географии обладает широкими возможностями для применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природных территориальных комплексов в целом в результате хозяйственной деятельности человека). В планируемых результатах обучения программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные последствия изменения природных объектов под воздействием человека (например, рек, озер, болот, подземных вод), роста населения, изменения городского и сельского населения, развития системы городских поселений, хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.

Современный выпускник школы должен уметь самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы (применять для их решения полученные на уроках знания), обладать критическим и творческим мышлением, богатым словарным запасом, основанным на глубоком понимании гуманитарных знаний. Реализовать перечисленные требования в значительной мере способна проектная деятельность школьников.

Метод проектов не является принципиально новым педагогическим явлением. Он возник в 20-е гг. XX в. в США и назывался методом проблем. Одним из его авторов был Дж. Дьюи, который предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Метод проектов привлек внимание российских педагогов еще в начале XX в. Идеи такого обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. В 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников под руководством С.Т. Шацкого, которая разрабатывала проектные методы в практике образования. Но в 1931 г. постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осужден, и попытки его возродить долгое время не предпринимались.

За рубежом технология проектной деятельности нашла своих последователей, наиболее активно она развивалась в США, Великобритании, Бельгии, Израиле.

В 80—90-е гг. XX в. в отечественной методике обучения географии появились исследования, посвященные проблемному обучению, в которых также затрагивались вопросы, связанные с решением проблем в рамках учебных проектов (работы Л.М. Панчешниковой, Г.А. Шнуровой).

Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. При этом существует различие между терминами «метод проектов» и «проектная технология». Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной демонстрацией результатов. Проектная технология — понятие более широкое, она включает в себя совокупность целей, методов (исследовательских, поисковых, проблемных), средств обучения, критерии оценки деятельности учащихся.

Главная идея проектной технологии — стимулирование интереса учащихся к определенным учебным проблемам, разрешение которых предполагает овладение некоторой суммой знаний, а также показ практического применения полученных знаний. Проектная технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность учащихся, выражающуюся в процессе создания проекта — прообраза (модели) предполагаемого или возможного природного или социально-экономического объекта (явления, процесса). Это могут быть макеты, карты, схемы, описания объектов. Таким образом, в основу технологии положена прагматическая направленность на результат. Итоги выполненных проектов должны быть конкретными: решение теоретической проблемы, конкретная разработка, готовая к внедрению. При этом учитывается развитие критического мышления и познавательных навыков учащихся, их умение самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Трудовая деятельность как фактор воспитания личности умственно отсталого дошкольника
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Деятельность социального педагога в приемной семье
Одной из наиболее оптимальных форм замещающего семейного воспитания можно считать передачу ребенка на опеку в приемную семью. Опека и попечительство являются общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты пра ...

Понятие «педагогический конфликт» и его особенности
Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия. Причем линии общения находятся в постоянном взаимодействии, пересекаются и взаимопроникают друг в друга. Взаимодействие педагога с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти сит ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru