Материалы » Учреждения образования Пензенской области как объект управления » Структура, текущее состояние, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области

Структура, текущее состояние, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области

Страница 2

Рисунок 4 - Структура подготовки специалистов и структура занятости по уровням профессионального образования в экономике Пензенской области.

Диаграмма наглядно показывает существующий дисбаланс в структуре профессиональной подготовки и структуре занятости в промышленности. Так структура занятости имеет незначительное колебание в зависимости от отраслевой принадлежности, имея пропорции 40%:35%:25% (соответственно НПО:СПО: ВПО) которые в основном сохраняются для всех сфер материального производства. В сфере образования, культуры, финансовых и страховых учреждений соотношение составляет 25:30:45. Для научной сферы деятельности и ИТ-технологий существенно превалируют специалисты с высшим образованием: 5:15:80. Изменение отраслевой ориентации системы профессионального образования в период коммерциализации образования и снижения доли бюджетного финансирования в 1992-1998 г.г. в настоящее время отрицательно сказывается на формировании структуры профессиональной подготовки. Большинство вузов (а в особенности филиалы и представительства негосударственных образовательных учреждений) сориентированы в своей образовательной деятельности на достижение текущего коммерческого результата, не нацеливаясь на решение стратегических задач региональной экономики. Поэтому предлагаемые ими образовательные программы носят, в своем большинстве, гуманитарный характер и не требуют серьезной капитализации затрат в материально-техническую сферу.

Анализ уровня трудоустройства выпускников всех уровней профессиональной подготовки очной формы подготовки приведен на рисунок 5.

Рисунок 5 - Трудоустройство выпускников системы профобразования

Диаграмма показывает явный "провал" в трудоустройстве выпускников вузов. При среднегодовом выпуске 4100 человек очной формы обучения (7200 общая, включая студентов обучающихся в филиалах) несложно подсчитать, что не трудоустроились порядка 1475 человек, т.е. приблизительно каждый третий.

По данным ФГСЗН по Пензенской области трудоустройство выпускников вузов действительно ухудшается с каждым годом: в среднем в год на бирже труда регистрируется и встает на учет до 700 выпускников вузов, остальные трудоустраиваются по другим специальностям (явление структурной безработицы).

Данные, характеризующие объем оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования приведена в таблице 1 Приложение 1. Примечание: в расчет не принимались учебные заведения не представившие официальные данные и филиалы вузов, распределенные по области. Следующим этапом анализа является изучение отраслевых особенностей рынка образовательных услуг Пензенской области. Используя показатели экономики отраслевых рынков и маркетинга, рассчитаем индексы концентрации рынка образовательных услуг.

Применительно к рынку товаров и услуг наиболее часто рассчитываются индексы:

1. коэффициент концентрации производства (CR-n), равный суммарной доле (%) в общем объеме реализации определенного числа (n) крупных товаропроизводителей.

2. индекс концентрации производства Герфиндаля—Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке: HHI = (S1)2 + (S2)2+ .+ (Sn)2, где Si — доля продаж i-го товаропроизводителя, выраженная в процентах: i =1,2, .,n.

При расчете показателей концентрации на товарном рынке за основу принимается рыночная доля производителей товарной продукции. Экономической единицей при этом выступает единица товара. В случае с исследованием рынка образовательных услуг за экономическую единицу нами принимается в расчет студент, являющийся в своем роде единичным показателем объема оказания услуг вузами. Причем в расчет принимаются студенты всех форм обучения, не зависимо от субъективной принадлежности внесенных за обучение средств (государственных или личных).

Коэффициент концентрации производства (CR-5), рассчитанный по 5 крупным вузам (ПГУ, ПГТА, ПГУАС, ПГСХА, ПГПУ) в сумме дает 82%, что характеризует рынок образовательных услуг как высококонцентрированный.

Рассчитанный по информации таблицы индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равный 1754,96 характеризует отраслевую структуру рынка образовательных услуг в соответствии с установленным диапазоном значений как умеренно концентрированную.

Полученный индекс концентрации характеризует рынок образовательных услуг как олигополистический, с небольшим числом основных игроков с относительно равными долями (ПГУ, ПГТА, ПГУАС, ПГСХА, ПГПУ) и небольшим количеством второстепенных игроков. Уровень дифференциации продуктов (образовательных программ) высокий, с большой степенью взаимозаменяемости (особенно по гуманитарным и экономическим направлениям подготовки) в силу информационной асимметрии процесса выбора образовательных программ. Взаимозаменяемость субъектов рынка достаточно высокая, вход на рынок ограниченный в силу уровня распределения ресурса.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Опорные задачи по теме «Многогранники»
Как уже говорилось, изучение многогранников является важнейшей частью курса стереометрии. Они дают богатый задачный материал как при изучении самой темы «многогранники», так и при изучении последующих тем стереометрии. Чаще всего в учебниках мало простых задач «на геометрические тела», поэтому на у ...

Понятие и методы формирования вокально-хоровых навыков
Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся: 1.Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала. 2.Дирижёрский жест. Обучающиес ...

Введение понятия функции в программе А.Г. Мордковича "Алгебра 7"
В большинстве школ России учителями математики используется УМК А.Г. Мордковича. Приоритетной линией изложения материала, как отмечают авторы, в программе является функционально-графическая, причем функция представлена учащимся как специальный вид линейного уравнения, который удобно использовать дл ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru