Рисунок 4 - Структура подготовки специалистов и структура занятости по уровням профессионального образования в экономике Пензенской области.
Диаграмма наглядно показывает существующий дисбаланс в структуре профессиональной подготовки и структуре занятости в промышленности. Так структура занятости имеет незначительное колебание в зависимости от отраслевой принадлежности, имея пропорции 40%:35%:25% (соответственно НПО:СПО: ВПО) которые в основном сохраняются для всех сфер материального производства. В сфере образования, культуры, финансовых и страховых учреждений соотношение составляет 25:30:45. Для научной сферы деятельности и ИТ-технологий существенно превалируют специалисты с высшим образованием: 5:15:80. Изменение отраслевой ориентации системы профессионального образования в период коммерциализации образования и снижения доли бюджетного финансирования в 1992-1998 г.г. в настоящее время отрицательно сказывается на формировании структуры профессиональной подготовки. Большинство вузов (а в особенности филиалы и представительства негосударственных образовательных учреждений) сориентированы в своей образовательной деятельности на достижение текущего коммерческого результата, не нацеливаясь на решение стратегических задач региональной экономики. Поэтому предлагаемые ими образовательные программы носят, в своем большинстве, гуманитарный характер и не требуют серьезной капитализации затрат в материально-техническую сферу.
Анализ уровня трудоустройства выпускников всех уровней профессиональной подготовки очной формы подготовки приведен на рисунок 5.
Рисунок 5 - Трудоустройство выпускников системы профобразования
Диаграмма показывает явный "провал" в трудоустройстве выпускников вузов. При среднегодовом выпуске 4100 человек очной формы обучения (7200 общая, включая студентов обучающихся в филиалах) несложно подсчитать, что не трудоустроились порядка 1475 человек, т.е. приблизительно каждый третий.
По данным ФГСЗН по Пензенской области трудоустройство выпускников вузов действительно ухудшается с каждым годом: в среднем в год на бирже труда регистрируется и встает на учет до 700 выпускников вузов, остальные трудоустраиваются по другим специальностям (явление структурной безработицы).
Данные, характеризующие объем оказания образовательных услуг в системе высшего профессионального образования приведена в таблице 1 Приложение 1. Примечание: в расчет не принимались учебные заведения не представившие официальные данные и филиалы вузов, распределенные по области. Следующим этапом анализа является изучение отраслевых особенностей рынка образовательных услуг Пензенской области. Используя показатели экономики отраслевых рынков и маркетинга, рассчитаем индексы концентрации рынка образовательных услуг.
Применительно к рынку товаров и услуг наиболее часто рассчитываются индексы:
1. коэффициент концентрации производства (CR-n), равный суммарной доле (%) в общем объеме реализации определенного числа (n) крупных товаропроизводителей.
2. индекс концентрации производства Герфиндаля—Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех предприятий, действующих на рынке: HHI = (S1)2 + (S2)2+ .+ (Sn)2, где Si — доля продаж i-го товаропроизводителя, выраженная в процентах: i =1,2, .,n.
При расчете показателей концентрации на товарном рынке за основу принимается рыночная доля производителей товарной продукции. Экономической единицей при этом выступает единица товара. В случае с исследованием рынка образовательных услуг за экономическую единицу нами принимается в расчет студент, являющийся в своем роде единичным показателем объема оказания услуг вузами. Причем в расчет принимаются студенты всех форм обучения, не зависимо от субъективной принадлежности внесенных за обучение средств (государственных или личных).
Коэффициент концентрации производства (CR-5), рассчитанный по 5 крупным вузам (ПГУ, ПГТА, ПГУАС, ПГСХА, ПГПУ) в сумме дает 82%, что характеризует рынок образовательных услуг как высококонцентрированный.
Рассчитанный по информации таблицы индекс концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) равный 1754,96 характеризует отраслевую структуру рынка образовательных услуг в соответствии с установленным диапазоном значений как умеренно концентрированную.
Полученный индекс концентрации характеризует рынок образовательных услуг как олигополистический, с небольшим числом основных игроков с относительно равными долями (ПГУ, ПГТА, ПГУАС, ПГСХА, ПГПУ) и небольшим количеством второстепенных игроков. Уровень дифференциации продуктов (образовательных программ) высокий, с большой степенью взаимозаменяемости (особенно по гуманитарным и экономическим направлениям подготовки) в силу информационной асимметрии процесса выбора образовательных программ. Взаимозаменяемость субъектов рынка достаточно высокая, вход на рынок ограниченный в силу уровня распределения ресурса.
Другая информация:
Состояние объема и качества активного словаря
Исследование объема и качества словаря показало, что практически все дети, вошедшие в экспериментальную группу, не знают названий деревьев, на вопрос: «Что это?» отвечают просто «дерево», независимо от того, с каким именно деревом предъявлена картинка. Лишь 1 ребенок, эквивалентно владеющий тремя я ...
Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: «дремучий» - подбирались такие слова, как «дремлет», «древний» и т.д.; «знойный» - «злобный», «злючий», «зимний» и т.д.; «мужественный» - «мужчина», «муж», «мужик» и т.д. Данное зад ...
Технология проблемного обучения
Проблемное обучение не является совершенно новой педагогической технологией. Его применяли практически на протяжении всего XX в. Это объясняется тем, что проблемность является одной из закономерностей познания, стимулирует поисковую деятельность ученика, развитие его творческого мышления. В последн ...