После этого определяются содержание и формы педагогической поддержки. В ансамбли включены в основном дети с хорошими музыкальными данными, но в них не закрыта дорога и детям с не очень развитыми музыкальными способностями. Даже с сольными номерами могут выступать дети с очень скромными музыкальными данными, так как любые, даже очень слабые музыкальные способности могут активно развиваться при условии большой заинтересованности трех сторон: ребенка, педагога, и родителей. Тем более что на кружковых занятиях не выставляются отметки. На первый план выступает оценка потенциальных возможностей ребенка, что дает возможность ему оставаться в атмосфере познания и что юные годы он проведет не на улице, совершая асоциальные поступки, а в творческом, духовном общении с педагогами, товарищами, в общении с высокой музыкальной культурой.
Основными принципами педагогической оценки являются:
недопустимость сравнения ребенка с другими детьми;
перевод негативных проявлений в позитивные;
сохранение достоинств ребенка с одновременной коррекцией его поведения для ограждения достоинств педагога;
принятие ребенка таким, каков он есть;
Правильную ценностную ориентацию школьников в огромном потоке музыкальной информации обеспечивает выбор репертуара, в котором учитывается художественная ценность произведения, базирующаяся на позитивных музыкальных представлениях. Необходимо учитывать степень трудности произведения, её соответствие квалификации коллектива, возможности диапазона хористов младшего школьного возраста.
Чтобы оказать педагогическую поддержку в этом выборе необходимо решить следующие задачи:
выявить особенности интонирования;
определить на основе ладогармонического анализа наиболее сложные в интонационном отношении моменты, с учетом закономерностей мелодического и гармонического строя;
находить способы преодоления интонационных трудностей;
учитывать особенности произношения литературного текста; его вокальность, а также безтекстового пения;
постановка дыхания (по фразам и цепного);
характеристика приемов звуковедения (легато, нон легато, маркатто);
разработка исполнительского плана на основе литературно-музыкального и хорового анализа;
установить темповый план в соответствии с характером проведения и его частей;
выявить специфические исполнительские трудности;
определить характерного для данного произведения основной исполнительский принцип;
определить общие и частные динамические и смысловые кульминации;
определить наиболее важные и трудные моменты, методы эффективной работы над ними;
Руководителю вокально-хорового хорового коллектива следует помнить: важно не только что поют, но и как поют.
Основными направлениями в педагогической работе руководителя хорового коллектива являются:
развитие культуры мировосприятия;
способность выразить свое артистическое увлечение;
проникновение в душевные глубины народа;
образно-игровое видение;
стремление детей к импровизации и совместному творчеству;
создание ситуаций успеха;
Чтобы работа в этих направлениях была успешной, необходимо посещать уроки учителей предметников и наблюдать за детьми. Выработать с коллегами совместную политику и тактику помощи со стороны семьи. Работать в тесном контакте с психологом с целью проведения мониторинговых исследований для изучения уровня тревожности обучающихся. Например, для диагностики использует тест тревожности Кондаши, в котором рассматриваются «шкалы» общей, социальной, ситуативной и школьной тревожности.
По этому тесту определяется процентный уровень общей тревожности, что указывает на уровень выраженных противоречий между требованиями педагога и возможностями ребенка. Также в процентном выражении выводится уровень социальной и ситуативной тревожности, что помогает определить эмоционально-положительное восприятие ребенком своих отношений со сверстниками, педагогами, а также уровень самооценки.
Другая информация:
Динамика художественного развития школьника в процессе
изобразительно-творческой деятельности
«Чувствовать, знать и уметь – полное искусство», говорил П.П. Чистяков. Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных п ...
Дисциплина средневековой школы
Так как схоластическое обучение, и по составу предметов, и по языку, и по чуждым самодеятельности ученика приемам, не представляло интереса и не согласовалось с законами развивающегося, юношеского духа, то оно могло основываться только на строгой дисциплине. Вместе с тем, обучение это не могло имет ...
Система оказания специализированной помощи детям с ограниченными возможностями
здоровья в России
Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и об ...