Материалы » Формирование вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках хора » Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема

Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема

Страница 8

Работа по формированию вокально-хоровых навыков решает ряд воспитательных возможностей. В процессе занятий в хоре у учащихся формируется выдержка, умение слышать друг друга, позитивная реакция на недостатки исполнения, снятие агрессии, чувство собственного достоинства, самоуважения, терпения.

Процесс формирования вокально-хоровых навыков у мальчиков на занятиях хора строится на сочетании общедидактических и специальных методов. Среди общедидактических методов предпочтение отдается объяснительно-иллюстративному и поисковому методам. К специальным относятся: концентрический, фонетический, метод мысленного пения, сравнительного анализа. Каждый метод представляет систему приемов, объединенных общностью задач и подхода к их решению. Использование комплекса данных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса мальчиков путем стимулирования, прежде всего, их слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности. Особую роль в работе с мальчиками имеет использование поисковых ситуаций и наводящих вопросов. Они помогают мальчикам находить соответствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу, что помогает развитию мышления, проявлять самостоятельность и творчески подходить к исполнению произведений.

Таким образом, вокально-хоровая работа в процессе внеклассных хоровых занятий с мальчиками, должна опираться на основные положения общей методики работы с хором. Ее значение определяется необходимостью воспитания у всех участников хора правильных и единых навыков певческого дыхания, звукообразования, культуры певческого звука. От качества вокальной работы зависят все элементы хоровой звучности и уровень художественного исполнения хоровых произведений.

Основной задачей хормейстера-педагога на занятиях в хоре является обогащение духовного мира мальчишки, пришедшего в хоровой коллектив. Педагог помогает ему поверить в свои возможности не только как певца, но и как организатора, помощника. Кроме хора учащиеся посещают также занятия сольного пения. Они выполняют вспомогательную функцию к хоровому классу, поскольку качество звучания хора зависит от индивидуального звучания каждого хориста. Опыт многих хормейстеров, работающих с мальчиками, показывает, что в младшем возрасте они в большей степени концентрируют свое внимание не на слуховых, а на зрительных впечатлениях, и поэтому плохо интонируют. Открытие ребенком своей способности правильно исполнять мелодию вместе с другими детьми меняет отношение школьников к пению в лучшую сторону.

В качестве основных методов, позволяющих строить ход занятия хора в соответствии с особенностями развития мальчиков, были выбраны: игра, соревнование, импровизация, сравнение и оценка, сочетание репетиционной работы с концертной практикой. Занятия с мальчиками начинались с несложных упражнений, обязательно в игровой форме; репертуар соответствовал их возрастным и психологическим особенностям, учитывал их заинтересованность, имел воспитательную направленность. Для выявления позитивной динамики в формировании вокально-хоровых навыков в работе с первоклассниками на занятиях хора в течение года использовались специально отобранные вокально-хоровые методы и приемы.

Одной из наиболее сложных задач стало проведение всех репетиций таким образом, чтобы концертное исполнение явилось кульминацией в постижении певцами своих исполнительских возможностей, оказалось впечатляющим для слушателей и стало демонстрацией достигнутого. Благодаря проведению праздников, концертных выступлений хора мальчиков 1-2 класса происходило объединение ребят, родителей, педагогов; поддерживалась и стимулировалась их творческая активность, которая со временем должна была перерасти в творческое содружество. Заинтересованность, активность семьи в жизни хорового коллектива способствует более быстрой адаптации ребенка к новым условиям, снижению его беспокойства, волнения, повышению самооценки. Выбор формы концерта в качестве оценки результатов работы был обусловлен также и тем, что на данном этапе учащиеся уже могли продемонстрировать умение держаться на сцене, владеть собой в очень ответственный момент в своей жизни.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Другая информация:

Специфика работы Центра детского творчества г. Мозыря
Основным учреждением дополнительного образования в г. Мозыре является Центр детского творчества (ЦДТ). Принципами работы всех учреждений дополнительного образования и Мозырского ЦДТ в том числе являются: принцип добровольности; личностно и социально значимый характер; опора на инициативу и самодеят ...

Концептуальные основы изучения билингвизма
Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях. Именно социальные причины пробудили дидактический интерес к проблеме как ...

Значение подвижных игр в воспитании детей
Надежда Константиновна Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечала: "Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициат ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru