Материалы » Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы » Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений

Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений

Страница 1

Как было установлено, элементы логики не входят в программный материал курса математики общеобразовательной средней школы. Кроме того, анализ школьных учебников по математике показал, что в большинстве из них доля логических задач по отношению к общему количеству задач учебника является весьма низкой. Таким образом, обще- принятая методика обучения математике не реализует объективно существующие возможности для формирования и развития у школьников логических и общелогических умений. В этой ситуации основная нагрузка по привитию учащимся средней школы логической грамотности ложится на учителей. Однако в силу объективных причин, учитель не всегда может уделить должное внимание разработке материалов, ориентированных на повышение уровня логической подготовки школьников. На основании этого можно сделать вывод о том, что для полноценного формирования и развития у школьников логических и общелогических умений, необходимо методическое обеспечение учителей математики.

Рассмотрим, какие существуют подходы и методики по организации логической подготовки школьников.

В 50-60-е гг. проблемой интеграции школьного курса математики и элементов логики занимались М.А. Артамонов, М.Е. Драбкина, К.А. Рупасов, А.д. Семушин, А.А. Столяр, А.И. Фетисов. Однако большинство исследователей в основном уделяли внимание тем логическим понятиям и средствам, которые способствуют повышению эффективности обучения самой математике.

Вопрос же о формировании «логической грамотности, как необходимой и важнейшей составной части общей культуры мышления», впервые был поставлен в начале 70-х гг. И.Л. Никольской. Именно И.Л. Никольской было уточнено понятие «логическая грамотность» и предъявлены требования к логической подготовке выпускников общеобразовательных средних школ.

В основу разработанного И.Л. Никольской подхода легли следующие положения. 1) Логическую грамотность следует начинать прививать как можно раньше. Усвоение логических понятий и действий должно происходить постепенно в течение всего периода обучения в школе. 2) Изучение логических понятий должно происходить в единстве с изучением программного материала по математике.

И.Л. Никольской были выделены вопросы из области логики, подлежащие изучению в школе: «Определения>, «Классификация», «Логические связки. Кванторы», «Логическая форма», «Логическое следование», «Равносильность», «Необходимые и достаточные условия». Предложенный материал из области логики был распределен по ступеням обучения в средней школе, и было указано, в связи с каким программным материалом по математике целесообразно изучение предложенных вопросов по логике.

Однако для введения и изучения логических понятий и действий предлагалось использовать теоретико-множественные понятия, входящие в программу по математике в 70-х гг. и исключенные из современной программы.

Кроме того, предложенный И.Л. Никольской подход носил обобщенный характер и требовал конкретизации применительно к различным ступеням обучения в общеобразовательной средней школе, создания соответствующих методик изучения элементов логики, В результате появились методики Т.А. Кондрашенковой, А.Н. Капиносова, О.В. Алексеевой. Общая характеристика перечисленных методик представлена в таблице 4.

Таблица 1

Методики

Название

методики

Методика логической подготовки младших школьников при обучении математике

Методика формирования общелогических умений при обучении математике в 4-5 (5-6) классах

Методика формирования умений проводить доказательные рассуждения при обучении математике в 4-5 (5-б) классах

Автор методики

Алексеева

Ольга

Владимировна

Кондрашенкова

Татьяна

Алексеевна

Капиносов

Анатолий

Николаевич

Время создания

Конец 90-х гг.

Конец 70-х — начало 80-х гг.

Конец 80-х гг.

Ступень

обучения

Начальная школа

5-б классы

5-б классы

Цель обучения

На основе со-

Содержания современного начального курса

У учащихся 1-З

классов перво-

начальные логические умения

Сформировать

при обучение

математике у

учащихся 5-6

классов общелогические умения, необходимые им для изучения других

школьных

предметов и для

продолжения

образования в 7

классе

С целью повышения результативности обучения

математики

при изучении систематического курса

геометрии

сформировать у

учащихся 5-6

классов первоначальные умения проводить

доказательные

рассуждения.

Формируемые

группы умений

1. Умение выделять признаки

предметов и оперировать ими

2.Умения, связанные

с логическим действием «классификация»

3.Умения, связанные с пони-

манием и правилами употребления логических слов

(«и», «или»,

«все», «некоторые» и др.)

4.Умения, связанные с логическим действием «определение».

5.Умения проводить простейшие умозаключения и доказательства

1 .Умения, связанные с определением понятий.

2.Умения, связанные с классификацией понятий.

3.Умения, связанные с выполнением логических действий

«умозаключение»

и «доказательство».

Первоначальные

умения проводить доказательные рассуждения

Фора обучения

Изучение логических с изучением основного

действия в органической связи с содержанием курса математики.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Кукольный театр на уроках технологии в начальных классах
В программе Просняковой Т.Н. «Технология. Уроки мастерства» 3 класс (система Л.В. Занкова) есть темы, посвящённые кукольному театру: театральные гримёры и костюмеры, и настольный театр. На этих уроках реализуются следующие задачи: знакомство с приемами и средствами гримеров и костюмеров, с историей ...

Логико-историческая реконструкция понятия функции
Начиная с XVII в. одним из важнейших понятий в математике является понятие функции. Начало понятию функции было положено в Древней Греции при обнаружении отношений между величинами, развитие этой линии привело к тому, что под функцией стали понимать зависимость между переменными. В XVI - XVII в.в. ...

Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением
Компенсация слепоты является сложным психическим образованием, системой психических процессов и свойств личности, которая формируется в процессе роста и развития ребенка. Любой дефект, т.е. физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбеж ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru