Материалы » Система кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы » Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений

Анализ существующих методик по формированию и развитию у школьников общелогических и логических умений

Страница 1

Как было установлено, элементы логики не входят в программный материал курса математики общеобразовательной средней школы. Кроме того, анализ школьных учебников по математике показал, что в большинстве из них доля логических задач по отношению к общему количеству задач учебника является весьма низкой. Таким образом, обще- принятая методика обучения математике не реализует объективно существующие возможности для формирования и развития у школьников логических и общелогических умений. В этой ситуации основная нагрузка по привитию учащимся средней школы логической грамотности ложится на учителей. Однако в силу объективных причин, учитель не всегда может уделить должное внимание разработке материалов, ориентированных на повышение уровня логической подготовки школьников. На основании этого можно сделать вывод о том, что для полноценного формирования и развития у школьников логических и общелогических умений, необходимо методическое обеспечение учителей математики.

Рассмотрим, какие существуют подходы и методики по организации логической подготовки школьников.

В 50-60-е гг. проблемой интеграции школьного курса математики и элементов логики занимались М.А. Артамонов, М.Е. Драбкина, К.А. Рупасов, А.д. Семушин, А.А. Столяр, А.И. Фетисов. Однако большинство исследователей в основном уделяли внимание тем логическим понятиям и средствам, которые способствуют повышению эффективности обучения самой математике.

Вопрос же о формировании «логической грамотности, как необходимой и важнейшей составной части общей культуры мышления», впервые был поставлен в начале 70-х гг. И.Л. Никольской. Именно И.Л. Никольской было уточнено понятие «логическая грамотность» и предъявлены требования к логической подготовке выпускников общеобразовательных средних школ.

В основу разработанного И.Л. Никольской подхода легли следующие положения. 1) Логическую грамотность следует начинать прививать как можно раньше. Усвоение логических понятий и действий должно происходить постепенно в течение всего периода обучения в школе. 2) Изучение логических понятий должно происходить в единстве с изучением программного материала по математике.

И.Л. Никольской были выделены вопросы из области логики, подлежащие изучению в школе: «Определения>, «Классификация», «Логические связки. Кванторы», «Логическая форма», «Логическое следование», «Равносильность», «Необходимые и достаточные условия». Предложенный материал из области логики был распределен по ступеням обучения в средней школе, и было указано, в связи с каким программным материалом по математике целесообразно изучение предложенных вопросов по логике.

Однако для введения и изучения логических понятий и действий предлагалось использовать теоретико-множественные понятия, входящие в программу по математике в 70-х гг. и исключенные из современной программы.

Кроме того, предложенный И.Л. Никольской подход носил обобщенный характер и требовал конкретизации применительно к различным ступеням обучения в общеобразовательной средней школе, создания соответствующих методик изучения элементов логики, В результате появились методики Т.А. Кондрашенковой, А.Н. Капиносова, О.В. Алексеевой. Общая характеристика перечисленных методик представлена в таблице 4.

Таблица 1

Методики

Название

методики

Методика логической подготовки младших школьников при обучении математике

Методика формирования общелогических умений при обучении математике в 4-5 (5-6) классах

Методика формирования умений проводить доказательные рассуждения при обучении математике в 4-5 (5-б) классах

Автор методики

Алексеева

Ольга

Владимировна

Кондрашенкова

Татьяна

Алексеевна

Капиносов

Анатолий

Николаевич

Время создания

Конец 90-х гг.

Конец 70-х — начало 80-х гг.

Конец 80-х гг.

Ступень

обучения

Начальная школа

5-б классы

5-б классы

Цель обучения

На основе со-

Содержания современного начального курса

У учащихся 1-З

классов перво-

начальные логические умения

Сформировать

при обучение

математике у

учащихся 5-6

классов общелогические умения, необходимые им для изучения других

школьных

предметов и для

продолжения

образования в 7

классе

С целью повышения результативности обучения

математики

при изучении систематического курса

геометрии

сформировать у

учащихся 5-6

классов первоначальные умения проводить

доказательные

рассуждения.

Формируемые

группы умений

1. Умение выделять признаки

предметов и оперировать ими

2.Умения, связанные

с логическим действием «классификация»

3.Умения, связанные с пони-

манием и правилами употребления логических слов

(«и», «или»,

«все», «некоторые» и др.)

4.Умения, связанные с логическим действием «определение».

5.Умения проводить простейшие умозаключения и доказательства

1 .Умения, связанные с определением понятий.

2.Умения, связанные с классификацией понятий.

3.Умения, связанные с выполнением логических действий

«умозаключение»

и «доказательство».

Первоначальные

умения проводить доказательные рассуждения

Фора обучения

Изучение логических с изучением основного

действия в органической связи с содержанием курса математики.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Паломничество
Происхождение термина паломник западное. Оно является сокращением от слова пальмовник. Пальмовник - это тот, кто несет пальмовую ветвь. Здесь имеются в виду люди, несущие пальмовые ветви и участвующие в Крестном ходе Недели ваий, более известной в Беларуси как Вербное воскресенье. Существует, однак ...

Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка
Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических п ...

Значение сюжетных физкультурных занятий в физическом развитии детей дошкольного возраста
Физкультурные занятия – основная форма организованного систематического обучения физическим упражнениям. Эта форма работы является ведущей для формирования правильных двигательных умений и навыков, создает благоприятные условия для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физически ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru