Как было установлено, элементы логики не входят в программный материал курса математики общеобразовательной средней школы. Кроме того, анализ школьных учебников по математике показал, что в большинстве из них доля логических задач по отношению к общему количеству задач учебника является весьма низкой. Таким образом, обще- принятая методика обучения математике не реализует объективно существующие возможности для формирования и развития у школьников логических и общелогических умений. В этой ситуации основная нагрузка по привитию учащимся средней школы логической грамотности ложится на учителей. Однако в силу объективных причин, учитель не всегда может уделить должное внимание разработке материалов, ориентированных на повышение уровня логической подготовки школьников. На основании этого можно сделать вывод о том, что для полноценного формирования и развития у школьников логических и общелогических умений, необходимо методическое обеспечение учителей математики.
Рассмотрим, какие существуют подходы и методики по организации логической подготовки школьников.
В 50-60-е гг. проблемой интеграции школьного курса математики и элементов логики занимались М.А. Артамонов, М.Е. Драбкина, К.А. Рупасов, А.д. Семушин, А.А. Столяр, А.И. Фетисов. Однако большинство исследователей в основном уделяли внимание тем логическим понятиям и средствам, которые способствуют повышению эффективности обучения самой математике.
Вопрос же о формировании «логической грамотности, как необходимой и важнейшей составной части общей культуры мышления», впервые был поставлен в начале 70-х гг. И.Л. Никольской. Именно И.Л. Никольской было уточнено понятие «логическая грамотность» и предъявлены требования к логической подготовке выпускников общеобразовательных средних школ.
В основу разработанного И.Л. Никольской подхода легли следующие положения. 1) Логическую грамотность следует начинать прививать как можно раньше. Усвоение логических понятий и действий должно происходить постепенно в течение всего периода обучения в школе. 2) Изучение логических понятий должно происходить в единстве с изучением программного материала по математике.
И.Л. Никольской были выделены вопросы из области логики, подлежащие изучению в школе: «Определения>, «Классификация», «Логические связки. Кванторы», «Логическая форма», «Логическое следование», «Равносильность», «Необходимые и достаточные условия». Предложенный материал из области логики был распределен по ступеням обучения в средней школе, и было указано, в связи с каким программным материалом по математике целесообразно изучение предложенных вопросов по логике.
Однако для введения и изучения логических понятий и действий предлагалось использовать теоретико-множественные понятия, входящие в программу по математике в 70-х гг. и исключенные из современной программы.
Кроме того, предложенный И.Л. Никольской подход носил обобщенный характер и требовал конкретизации применительно к различным ступеням обучения в общеобразовательной средней школе, создания соответствующих методик изучения элементов логики, В результате появились методики Т.А. Кондрашенковой, А.Н. Капиносова, О.В. Алексеевой. Общая характеристика перечисленных методик представлена в таблице 4.
Таблица 1
Методики | |||
Название методики |
Методика логической подготовки младших школьников при обучении математике |
Методика формирования общелогических умений при обучении математике в 4-5 (5-6) классах |
Методика формирования умений проводить доказательные рассуждения при обучении математике в 4-5 (5-б) классах |
Автор методики |
Алексеева Ольга Владимировна |
Кондрашенкова Татьяна Алексеевна |
Капиносов Анатолий Николаевич |
Время создания |
Конец 90-х гг. |
Конец 70-х — начало 80-х гг. |
Конец 80-х гг. |
Ступень обучения |
Начальная школа |
5-б классы |
5-б классы |
Цель обучения |
На основе со- Содержания современного начального курса У учащихся 1-З классов перво- начальные логические умения |
Сформировать при обучение математике у учащихся 5-6 классов общелогические умения, необходимые им для изучения других школьных предметов и для продолжения образования в 7 классе |
С целью повышения результативности обучения математики при изучении систематического курса геометрии сформировать у учащихся 5-6 классов первоначальные умения проводить доказательные рассуждения. |
Формируемые группы умений |
1. Умение выделять признаки предметов и оперировать ими 2.Умения, связанные с логическим действием «классификация» 3.Умения, связанные с пони- манием и правилами употребления логических слов («и», «или», «все», «некоторые» и др.) 4.Умения, связанные с логическим действием «определение». 5.Умения проводить простейшие умозаключения и доказательства |
1 .Умения, связанные с определением понятий. 2.Умения, связанные с классификацией понятий. 3.Умения, связанные с выполнением логических действий «умозаключение» и «доказательство». |
Первоначальные умения проводить доказательные рассуждения |
Фора обучения |
Изучение логических с изучением основного действия в органической связи с содержанием курса математики. |
Другая информация:
Понятие и методы формирования
вокально-хоровых навыков
Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся: 1.Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала. 2.Дирижёрский жест. Обучающиес ...
Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Каким же был опыт дифференциации общего среднего образования в дореволюционной России? Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию се ...
Необходимость воспитания экологической культуры
Необходимость исследования обусловлена развитием двух параллельных процессов - усугублением экологических проблем планеты и их осмыслением населением Земли. Развитие деструктивных явлений в природе с беспокойством отмечается философами, учеными из области естествознания, экономики, гуманитарной сфе ...