Программа должна обеспечивать:
– оптимальную нагрузку на ребенка, учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся;
– эмоционально-психологическое благополучие школьника;
– прикладную направленность знаний, умений, навыков.
– преемственность и развитие ранее изученных общеобразовательных программ;
– достаточность и соответствие требованиям ВУЗов региона и страны;
– реализацию основных требований регионального компонента.
В программе должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности (ученик-ученик; ученик-группа; ученик-учитель; учитель-группа; учитель-класс).
В программе не следует допускать:
– дублирование содержания базового предметного курса;
– противоречия программам действующим в общеобразовательной школе и требованиям государственного стандарта.
Алгоритм разработки программы учебного курса по выбору
1. Определение общих целей предпрофильной подготовки.
2. Определение результатов обучения по программе, соответствующих целям предпрофильного обучения и уровню разработанности знаний в науке и практике.
3. Разработка содержания знаний и умений, необходимых для реализации целей обучения.
4. Определение соответствующей заявленным целям обучения последовательности изучения учебного материала.
5. Группировка содержания учебного материала по разделам и темам.
6. Определение соответствующих целям обучения методов раскрытия учебного материала.
7. Определение времени, требуемого на изучение отдельных разделов и тем и всей программы в целом.
8. Разработка учебно-тематического плана изучения материала.
Опорные вопросы для составителя программы
Прежде чем приступить к составлению программы предпрофильного курса по выбору, педагогу полезно ответить на следующие вопросы:
· На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи предпрофильной подготовки? (помочь ученику сориентироваться в выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)
· Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых курсах; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?
· Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)?
· Какие виды деятельности (профильно и профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
· Какие виды работ могут выполнить учащиеся для подтверждения своей успешности в будущем профильном обучении?
· Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?
· Какие критерии, ясные педагогу и ученику, позволят оценить успехи в изучении данного курса?
· Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу, к будущему профилю?
Другая информация:
Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...
Из истории кукольных театров
Кукольный театр существует давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и даже в воде живут разные боги, злые и добрые духи, сверхъестественные существа. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глин, кости или дерева. Вокруг таких кукол ...
Типология видеоматериалов
В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов, которые предлагают классифицировать названные видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии: 1) по цели создания — специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адап ...