Реформы образования происходят сейчас в большинстве развитых стран мира. И важная роль в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения. В большинстве стран Европы (Франции, Голландии, Шотландии, Англии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Дании и др.) все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути. Каждому ученику предлагаются два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь, к высшему образованию, и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию, то есть в основной школе.
В США профильное обучение существует на последних двух или трех годах обучения в школе. Учащиеся могут выбрать три варианта профиля: академический, общий и профессиональный, в котором дается предпрофессиональная подготовка. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет расширения спектра различных учебных курсов по выбору. При этом прежде всею учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.
Следует заметить, что вопрос о дифференциации обучения в средней школе, или фуркации, как это принято было называть ранее, не нов, он имеет более чем столетнюю давность. Впервые фуркация была введена во Франции в 1852 году. В традиционной, унаследованной от прошлого системе образования, получили развитие школы, в которых преподавались классические языки, литература и другие аспекты культурного наследия древнего мира и которые ввиду этого назывались «классическими школами», «грамматическими школами», или «гимназиями». Эти школы не готовили своих учеников ни к труду в развивающейся промышленности, ни к управлению ею. Их цель заключалась в том, чтобы дать образование, отвечавшее гуманистическим идеалам эпохи Возрождения, и они не отвечали потребностям ни церкви, ни буржуазии.
События последующих двух столетий – буржуазные революции, такие, как Великая французская революция, и первые промышленные революции, например, в Англии в начале XX века, – выхолостили в известной степени гуманистическую направленность классических школ. Классическое образование того времени было несовместимо с потребностью в «современном реальном» образовании, которое частично было введено в начальных школах. Однако средние школы, ориентированные на классическое образование, продолжали существовать параллельно со средними (реальными) школами, специализировавшимися в преподавании естественных наук и новых языков. В конце концов борьба, длившаяся практически на протяжении всего XIX столетия, привела к возникновению нового типа средней общеобразовательной школы, сочетавшей классическое, естественнонаучное и математическое образование. Эти школы получили разные названия, как новые, так и существовавшие ранее: грамматические школы, гимназии, колледжи, лицеи, средние школы, средние общеобразовательные школы и т.д.
В конце XIX века дети посещали начальную школу до 11 лет, причем последний год был решающим. На этом этапе происходил процесс отбора, позволяющий распределять их по разным типам школ: профессиональным – двух типов. Первый тип (школы ученичества) предназначался для удовлетворения потребностей торговли и производства в индустриальном обществе. Второй тип (средние технические, коммерческие и др.) обеспечивали наряду с промышленностью и торговлей подготовку кадров для многочисленных государственных и частных учреждений. Эти школы считались тупиковыми, поскольку они не давали общего образования. Существовал еще один тип школ, которые давали общеобразовательную практическую подготовку с целью создания более «просвещенного» класса промышленных рабочих, мелких служащих, домохозяек и т.п. Они являлись продолжением начальных школ, но также не имели статуса средней школы. Наиболее строгие требования предъявлялись к поступавшим в среднюю общеобразовательную школу. Курс обучения в них продолжался восемь лет. Они готовили учащихся не к труду, а к поступлению в университет. Отсюда их названия «академические», «классические», «теоретические» и т.д.
Другая информация:
Разработка программы по развитию музыкальных способностей школьников в
детском музыкальном театре
Программа кружка «Музыкальный театр» Пояснительная записка В настоящее время многие школьники не задумываются о том, как они проводят свое свободное время, время свободное от учебных занятий. Чаще всего это просмотр телевизора, игры на компьютере или бессмысленное брождение по улицам. Зачастую, род ...
Методика повышения результативности бросков со средних дистанций
Большая часть баскетбольных упражнений, так или иначе, включает броски в корзину. Во всех упражнениях в бросках нужно менять сторону площадки, с которой выполняется бросок. Упражнения в бросках в движении. Команда разбивается на две колонны по 8 игроков в каждой. Первые два игрока в левой колонне в ...
Музыкальные способности и их развитие
Музыкальным способностям была посвящена докторская диссертация Б.М. Теплова, которая существенно продвинула вперед разработку общей теории способностей. В своих исследованиях он отрицал одинаковость людей, но между тем отмечал, что, например, музыкальность (понимается как совокупность способностей, ...