В начале XX столетия существовали все упомянутые типы школ, в которых, имел место процесс дифференциации обучения. Их основными характерными чертами были следующие: отсутствие единообразия, дуализм (два основных учебных потока: общеобразовательный и профессионально-технический); отсутствие демократии (неодинаковые требования в различных школах и неравные возможности для продолжения образования), отбор (по социальному положению).
Эти недостатки традиционной системы образования были подвергнуты резкой критике перед первой мировой войной и особенно – в период между войнами. Однако серьезно к этой критике стали относиться лишь спустя несколько десятилетий. Только в 70-х годах были приняты конкретные меры, которые привели к созданию новых систем образования, в том числе к введению основ дифференциации обучения.
К 70 годам XX века дифференциация среднего образования имела место в 33 государствах за рубежом. Фуркация применялась и в дореволюционной русской средней школе на протяжении 65 лет. Не удивительно, что вопрос об основах дифференциации обучения постоянно вызывает интерес со стороны педагогической общественности и, в частности, к конкретным его формам в нашей стране и за рубежом.
Практически дифференциации в государствах за рубежом осуществлялась двумя путями:
– или в виде создания различных типов средней общеобразовательной школы, не только отличающихся своими учебными планами, но и предоставляющих оканчивающим школу их разные возможности дальнейшего образования в высшей школе;
– или в виде разделения каждой школы на ряд отделений с особым учебным планом для каждого из них.
Первый вариант нашел отражение в средних школах Италии, ФРГ, Австрии, Бельгии, Дании, Швейцарии, Аргентине и др. Средние школы этих стран (гимназии, лицеи, коллежи) разделены на два типа: классические и реальные. В ФРГ – это гимназии классические, новых языков, естественно-математические и экономические. В Австрии, кроме классических и реальных были созданы реальные училища и особые средние школы для девочек. В этих странах дифференциация осуществлялась
на
протяжении всего срока обучения в средней школе (от 4 до 9 лет).
Второй вариант нашел отражение в 20 государствах, в том числе в США, Японии, Индонезии. В Англии, Франции и Люксембурге были созданы как различные типы средних школ, так и разделение каждой из них на отделения или профили. В отмеченных государствах фуркация осуществлялась в течение различных сроков, с разным числом отделений и имела неодинаковую степень ее углубленности. Сроки колебались от одного года до семи лет, а число отделений – от двух до семи.
В выпускном классе фуркация была введена в Тунисе и Доминиканской республике; в двух последних классах, соответственно, в Англии, Израиле, Португалии, Мексике, Аргентине, Венесуэле, Бирме, Египте и др.; в трех старших классах в Швеции, Японии, Иране, Сирии и др.; в четырех старших классах в США, Канаде, отчасти в Японии (в классах без отрыва от производства). Через весь курс средней школы фуркация была введена в Индонезии (6 классов) и во Франции (7 лет).
Более половины государств создали в школах по два отделения. Как правило, это естественнонаучное, или естественно-математическое и гуманитарное отделения. Однако в Бирме в школах образовались техническое и сельскохозяйственное отделения, на Филиппинах – академическое и профессиональное; в Бразилии – классическое и реальное; в Аргентине – общеобразовательное и педагогическое; в Люксембурге в классических лицеях были созданы отделения древних и новых языков. В Англии получили развитие грамматические школы с тремя отделениями (с естественно-математическим, гуманитарным и экономическим отделениями)
Другая информация:
Принципы и механизмы Триз
Существуют принципы на которых основывается данная технология, они отражают сильные ее стороны и помогают избежать ошибок при ее реализации. 1. Принцип преодоления психологической инерции. Этот принцип предполагает применение средств управления психологическими факторами. Способы преодоления психол ...
Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...
Комплексная модернизация образования. Механизмы реализации
Основная цель комплексной модернизации - предоставить всем школьникам возможность получить качественное общее образование. В первую очередь это означает обеспечение современных условий: а) оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональные возможности которого полностью о ...