Реализация главной цели предусматривает решение задач:
– выявление на возможно более ранних ступенях обучения способностей учащихся к тем или иным видам деятельности и их развитие, а в случае необходимости – переориентацию школьника с одного профиля на другой;
– обеспечение реализации интересов, способностей и потребностей учащихся, возможности дальнейшего профессионального образования, гарантии трудоустройства в избранной сфере деятельности;
– развитие творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентации, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих выпускнику школы возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.
Цели и задачи профильного обучения реализуются с помощью принципов, обусловленных личностно-ориентированной парадигмой образования и воспитания и отражают специфику профильного обучения.
Профильное обучение должно:
– быть нацелено на развитие школьников, на формирование их профессиональных устремлений;
– иметь деятельностный, продуктивный характер;
– обеспечивать интеграцию образовательного процесса с реальной действительностью, с социумом;
– отличаться вариативностью;
– обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию образования;
– быть ориентированным как на потребности личности, так и на потребности рынка труда;
– учитывать потребности регионов в специалистах определенных профессий.
Дифференциация профильного обучения нацелена на создание возможностей выбора индивидуальных образовательных программ для более глубокого удовлетворения интересов, возможностей, склонностей и способностей учащихся с учетом их образовательных и профессиональных запросов, соответствующих потребностям рынка.
С целью расширения возможностей для предпрофильного и профильного обучения учащихся необходимо максимально использовать взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования (кружки, клубы по интересам, творческие мастерские и др.), а также с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования для приобретения практико-ориентированного социального и будущего профессионального опыта.
III. В материалах «Концептуальные подходы к организации профильного обучения старшеклассников», подготовленных сотрудниками Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО Чистяковой С.Н., Родичевым Н.Ф., Лернером П.С., Бондаревым В.П., основные цели профильного обучения в старших классах формулируются следующим образом: «…интегрировать преподавание предметов образовательных областей средствами повышения его направленности на активизацию готовности школьников к социально-профессиональному самоопределению. Реализовать принцип вариативности в общем среднем образовании с учётом изменений в потребностях рынков образования и труда.
Основные задачи профильного обучения в старших классах:
§ показать место и роль школьных предметов в структуре профессий. Более того, профильное обучение должно интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;
§ предоставить возможность старшим школьникам выполнить большую серию трудовых, технологических, социальных, профессиональных проб и получить минимальные представления о своих потенциальных возможностях и предпочтениях; осуществить социально-педагогическую диагностику готовности к принятию самостоятельных решений, связанных с профессиональным становлением;
§ сформировать у подростков образы эффективного труженика, благополучной трудовой карьеры, «идеальной» профессии. Профильное обучение должно взять на себя компенсаторную функцию коррекции содержания общего среднего образования в контексте повышения готовности старшеклассников к социально-профессиональному самоопределению.
Другая информация:
Разработка программы по развитию музыкальных способностей школьников в
детском музыкальном театре
Программа кружка «Музыкальный театр» Пояснительная записка В настоящее время многие школьники не задумываются о том, как они проводят свое свободное время, время свободное от учебных занятий. Чаще всего это просмотр телевизора, игры на компьютере или бессмысленное брождение по улицам. Зачастую, род ...
Разработка комплекса
занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического
климата в коллективе младших школьников
В апреле 2010 года с младшими школьниками из экспериментальной группы нами были проведены занятия по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. Задачи: - оптимизация межличностных отношен ...
Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...