Материалы » Особенности работы учителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младшего школьного возраста » Диагностика психологического климата в коллективе младших школьников

Диагностика психологического климата в коллективе младших школьников

Страница 1

Цель исследования: проверить эффективность комплекса занятий для младших школьников, разработанного на основе личностно-ориентированного подхода.

Задачи исследования:

1. выявить:

- особенности работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников;

- особенности межличностных отношений младших школьников:

- уровень коммуникативных способностей;

- уровень эмпатии;

2. разработать комплекс занятий для учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников и внедрить его в образовательный процесс;

3. осуществить оценку эффективности разработанного комплекса проведенных занятий и изучению особенностей работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

Гипотеза исследования: создать благоприятный психологический климат в коллективе младших школьников можно, используя комплекс занятий, разработанных на основе личностно-ориентированного подхода и особенностей работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.

База исследования.

Исследование проводится с 40 учащимися 4-х классов «А» (контрольная группа) и «Б» (экспериментальная группа) по 20 человек в каждом МОУ ОНОШ, село Октябрьское, Челябинской области.

Методология и методы исследования

1. "Экспресс-методика" по изучению психологического климата в коллективе (О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто). Она позволяет выявить отношения каждого ученика к классу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в классе.

В ходе экспериментальной работы по выявлению уровня психологического климата в коллективе (4 класс), была использована "Экспресс-методика" по изучению психологического климата в коллективе, которая была адаптирована психологом на данный возраст детей. Методика разработана О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто на кафедре социальной психологии факультета психологии СПб. университета.

Методика позволяет выявить эмоциональные, поведенческий и когнитивный компоненты отношении в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности - на уровне понятий ''нравится - не нравится", "приятный - не приятный. При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий "желание - не желание работать, учиться вместе". Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная "знание - не знание особенностей членов коллектива".

Инструкция

Целью исследования является диагностика существующего психологического климата в коллективе.

Для ответа на предлагаемые вопросы необходимо:

Внимательно ознакомится с вариантами ответов.

Выбрать один из них наиболее соответствующий вашему мнению.

Предложенные вопросы приведены в приложении 1.

Обработка результатов

Анализируются 3 компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в классе. Каждый из них тестируется 3 вопросами: I, IV и VII относятся к эмоциональному компоненту; II, V и VIII - к поведенческому; когнитивный компонент определяется вопросами III и VI, причем вопрос III содержит 2 вопроса - причем ответ на каждый из них принимает только одну из трех возможных форм: +1; -1; 0. Следовательно. для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого испытуемого на вопросы по данному компоненту могут быть обобщены следующим образом:

- положительная оценка (к этой категории относятся сочетания в которых положительные ответы даны на все три вопроса, относящихся к данному компоненту, пли два ответа положительные, а третий имеет любой другой знак)

-отрицательная оценка (сочетания, содержащие три отрицательных ответ, или два ответа отрицательные, а третий может выступать с любым другим знаком)

-неопределенная, противоречивая оценка (когда на все три вопроса дан неопределенный ответ; ответы на два вопроса неопределенны, а третий ответ имеет любой другой знак; один ответ неопределенный, а два другие имеют разные знаки).

Полученные по всей выборке данные можно свести в таблицу. В каждой клетке таблицы должен стоять один из трех знаков: +, - , 0.

На следующем этапе обработки для каждого компонента выводится средняя оценка по выборке. Очевидно, что для. любого компонента средние оценки могут располагаться в интервале от - 1 до +1;. В соответствии с принятой трехчленной оценкой ответов классифицируются полученные средние. Для этого континуум возможных оценок делится на три равные части: от -1 до -0,33; от -0,33 до +0,33; от+0,33 до+1.

Средние оценки, попадающие в первые интервал, будем считать отрицательными, во второй - противоречивыми, а третий - положительными.

Произведенные вычисления позволяют вывести структуру отношения к коллективу для рассматриваемого подразделения. Тип отношений выводится аналогично процедуре, описанной выше. Следовательно, возможны следующие сочетания рассматриваемого отношения:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Основные этапы развития образования в России
Воспитание на Руси до принятия христианства осуществлялось преимущественно в семьях — воспитание земледельцев и ремесленников. Особо было организовано воспитание будущих дружинников и волхвов. С периода от принятия христианства до середины XIII в. утвердилась новая идеология русского государства, с ...

Общее понятие о речи в психологии
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письме ...

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: «дремучий» - подбирались такие слова, как «дремлет», «древний» и т.д.; «знойный» - «злобный», «злючий», «зимний» и т.д.; «мужественный» - «мужчина», «муж», «мужик» и т.д. Данное зад ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru