Были выделены педагогическими условия формирования обществоведческих знаний у младших школьников.
Осуществление деятельностного подхода в организации урока. Многие обществоведческие понятия и явления младшим школьникам трудно представить, изобразить, поэтому необходимы такие приемы и методы обучения, которые включают школьников в активную учебную деятельность.
Реализация деятельностного подхода на уроке включает широкий круг вопросов и заданий при выделении главного в содержании беседы, рассказе; составлении плана; подготовке рассказа по иллюстрации; сравнении изображений; объяснении новых слов; чтении схем, карты; решении проблемных задач.
Проведение интегрированных уроков. Интегрированные уроки вносят в структуру урока привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания, помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий. Многие из учебных предметов в начальной школе предоставляют возможности для формирования обществоведческих знаний у младших школьников, так как обществоведческие знания проникают во все сферы деятельности человека. Проведение интегрированных уроков позволяет изучать обществоведческие знания целостно и в то же время разносторонне.
Использование исследовательских и проектных технологий при изучении обществоведческого материала. В основе метода проектов и метода исследований лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся. Данные технологии позволяют использовать полученные младшими школьниками обществоведческие знания на практике, осознать свою роль и место в общественных явлениях.
Во время экспериментально-исследовательской работы по проблеме исследования был проведен констатирующий эксперимент, цель которого: выявление уровня обществоведческих знаний у третьеклассников.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство третьеклассников – 58,4% учащихся экспериментального класса и 56,25% учащихся контрольного класса находятся на уровне сформированности обществоведческих знаний ниже среднего, 25% учащихся экспериментального класса и 25% контрольного класса находятся на среднем уровне, никто из третьеклассников не показал высокого уровня сформированности обществоведческих знаний, и значительный процент – 16,6% учащихся экспериментального класса и 18,75% учащихся контрольного класса находятся на низком уровне. Уровень обществоведческих знаний у третьеклассников в экспериментальном и контрольном классах приблизительно одинаковый.
Качественный анализ результатов показал, что третьеклассники показали слабые знания о народах, населяющих Россию, о правах и обязанностях детей, о государственных праздниках. Третьеклассники определили учреждения образования, но не различили учреждения культуры. Низкий уровень показали третьеклассники в области экономических знаний, и, прежде всего в определении понятий «экономика», «экономное расходование денег».
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости проведения формирующего эксперимента. В качестве педагогических условий формирования обществоведческих знаний у младших школьников мы определили: осуществление деятельностного подхода в организации урока; проведение интегрированных уроков; использование исследовательских и проектных технологий.
В ходе реализации педагогических условий нами были проведены уроки, в организацию которых были включены следующие приемы и методы: выделение главного в содержании беседы, рассказе; составление плана; подготовка рассказа по иллюстрации; сравнение изображений; объяснение новых слов; чтение схем, карты; решение проблемных задач.
С целью проведения интегрированных уроков мы проанализировали содержание обществоведческих знаний и возможности их интеграции с другими учебными предметами. Нами были проведены интегрированные уроки окружающего мира и развития речи по темам «Твоя помощь природе», «Мой питомец», «Огонь – друг и враг»; интегрированные уроки окружающего мира и математики «Экологическая безопасность», «Сохраним природу родного края», «Семейный бюджет»; интегрированные уроки изобразительного искусства по правилах дорожного движения (рисование знаков дорожного движения), о правилах безопасного поведения в различных ситуациях (рисование плакатов); интегрированный урок технологии и окружающего мира на тему «Производство товаров и услуг (изготовление блокнотов из бумаги и картона)».
Проектная и исследовательская деятельность по формированию обществоведческих знаний у младших школьников осуществлялась во внеклассной деятельности. Результатом большого проекта по изучению культуры народов, населяющих Россию стал фестиваль «Хоровод дружбы».
Другая информация:
Изучение многогранников в школьном курсе математики
В школьных учебниках после изучения «бесконечно-протяженных» и в силу этого весьма абстрактных геометрических фигур: прямых и плоскостей (вернее сказать, их взаимного расположения в пространстве) изучаются зримые, «конечные», даже, можно сказать, осязаемые пространственные фигуры, и в первую оче ...
Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...
Различные подходы к определению понятия «билингвизм»
Билингвизм, будучи многоаспектной проблемой, является предметом изучения различных наук, каждая из которых рассматривает билингвизм в своей трактовке. Билингвизм изучается в лингвистике, которая рассматривает данное явление в связи с текстом. Он является исследовательским предметом социологии, где ...