Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Страница 4

Были выделены педагогическими условия формирования обществоведческих знаний у младших школьников.

Осуществление деятельностного подхода в организации урока. Многие обществоведческие понятия и явления младшим школьникам трудно представить, изобразить, поэтому необходимы такие приемы и методы обучения, которые включают школьников в активную учебную деятельность.

Реализация деятельностного подхода на уроке включает широкий круг вопросов и заданий при выделении главного в содержании беседы, рассказе; составлении плана; подготовке рассказа по иллюстрации; сравнении изображений; объяснении новых слов; чтении схем, карты; решении проблемных задач.

Проведение интегрированных уроков. Интегрированные уроки вносят в структуру урока привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания, помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий. Многие из учебных предметов в начальной школе предоставляют возможности для формирования обществоведческих знаний у младших школьников, так как обществоведческие знания проникают во все сферы деятельности человека. Проведение интегрированных уроков позволяет изучать обществоведческие знания целостно и в то же время разносторонне.

Использование исследовательских и проектных технологий при изучении обществоведческого материала. В основе метода проектов и метода исследований лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся. Данные технологии позволяют использовать полученные младшими школьниками обществоведческие знания на практике, осознать свою роль и место в общественных явлениях.

Во время экспериментально-исследовательской работы по проблеме исследования был проведен констатирующий эксперимент, цель которого: выявление уровня обществоведческих знаний у третьеклассников.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что большинство третьеклассников – 58,4% учащихся экспериментального класса и 56,25% учащихся контрольного класса находятся на уровне сформированности обществоведческих знаний ниже среднего, 25% учащихся экспериментального класса и 25% контрольного класса находятся на среднем уровне, никто из третьеклассников не показал высокого уровня сформированности обществоведческих знаний, и значительный процент – 16,6% учащихся экспериментального класса и 18,75% учащихся контрольного класса находятся на низком уровне. Уровень обществоведческих знаний у третьеклассников в экспериментальном и контрольном классах приблизительно одинаковый.

Качественный анализ результатов показал, что третьеклассники показали слабые знания о народах, населяющих Россию, о правах и обязанностях детей, о государственных праздниках. Третьеклассники определили учреждения образования, но не различили учреждения культуры. Низкий уровень показали третьеклассники в области экономических знаний, и, прежде всего в определении понятий «экономика», «экономное расходование денег».

Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости проведения формирующего эксперимента. В качестве педагогических условий формирования обществоведческих знаний у младших школьников мы определили: осуществление деятельностного подхода в организации урока; проведение интегрированных уроков; использование исследовательских и проектных технологий.

В ходе реализации педагогических условий нами были проведены уроки, в организацию которых были включены следующие приемы и методы: выделение главного в содержании беседы, рассказе; составление плана; подготовка рассказа по иллюстрации; сравнение изображений; объяснение новых слов; чтение схем, карты; решение проблемных задач.

С целью проведения интегрированных уроков мы проанализировали содержание обществоведческих знаний и возможности их интеграции с другими учебными предметами. Нами были проведены интегрированные уроки окружающего мира и развития речи по темам «Твоя помощь природе», «Мой питомец», «Огонь – друг и враг»; интегрированные уроки окружающего мира и математики «Экологическая безопасность», «Сохраним природу родного края», «Семейный бюджет»; интегрированные уроки изобразительного искусства по правилах дорожного движения (рисование знаков дорожного движения), о правилах безопасного поведения в различных ситуациях (рисование плакатов); интегрированный урок технологии и окружающего мира на тему «Производство товаров и услуг (изготовление блокнотов из бумаги и картона)».

Проектная и исследовательская деятельность по формированию обществоведческих знаний у младших школьников осуществлялась во внеклассной деятельности. Результатом большого проекта по изучению культуры народов, населяющих Россию стал фестиваль «Хоровод дружбы».

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Цвет в рисунках 1 класса учащихся специальной школы
Способность ребенка воспринимать цвет имеет для него большое практическое значение. Занятия рисованием во многом содействуют формированию умения правильно пользоваться цветом в быту, учебной, трудовой и игровой деятельности. Особую роль играет цвет в изобразительном творчестве. Дети с удовольствием ...

Сравнительный анализ учебников по геометрии для 10-11-х классов
В процессе написания работы была проанализирована литература по геометрии с целью выявления способа введения материала в 10-11-х классах по данной теме. такие кривые как парабола и гипербола отдельно не рассматриваются, а эллипс вводится через задачу, в которой учащимся предстоит выяснить, в какую ...

Авторская концепция экологического воспитания на уроках музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru