Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Реализация педагогических условий эффективного формирования обществоведческих знаний у третьеклассников

Страница 1

На основе результатов констатирующего эксперимента и для подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо проведение формирующего эксперимента.

С декабря 2009 г. по май 2010 г. был проведён формирующий эксперимент.

Цель эксперимента: реализация педагогических условий по формированию обществоведческих знаний у младших школьников.

Первое дидактическое условие – осуществление деятельностного подхода в организации урока при изучении обществоведческого материала.

Реализацию первого педагогического условия покажем на примере проведенного урока по теме

«Для чего нужна экономика». На уроке были поставлены следующие цели: познакомить с новым для них значением слова «экономика»; развивать кругозор детей, учить анализировать, обобщать, делать выводы; воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи. В качестве оборудования использовались картины «стройка», «транспорт», «в магазине», «сельское хозяйство», «химический комбинат», «гидроэлектростанция».

Урок начинался с короткого отрывка:

Великая радость – работа.

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета –

Все счастье земли – за трудом! (В. Брюсов)

При помощи вопросов определили главное в отрывке.

Учитель: О какой потребности человека говорится в этом стихотворении?

Дети: о труде.

Учитель: Для чего нужен труд?

Дети: Без труда не будет хлеба, одежды, обуви, тех потребностей.

С целью введения в тему была проведена беседа на основе текстов и иллюстраций учебника. В начале беседы перед детьми был поставлен проблемный вопрос:

Учитель: Что такое экономика? Как бы вы ответили?

Дети дали разные варианты ответов, некоторые из них записали на доске: Это умение экономить, это заводы и фабрики, это, где все делают для жизни, это, где зарабатывают деньги.

На данном этапе дети опирались на субъектный опыт и житейские знания, поэтому ответы неопределенные.

И теперь учитель прочитав текст «Для чего нужна экономика» (учебник, стр. 36–38), предложил детям вновь объяснить, что такое экономика. Для точного понимания прочитали определение экономики на стр. 39.

Продолжили беседу.

Учитель: Какие потребности есть у каждого человека? Прочитайте.

Дети: Кроссовки, плеер, мороженое, книги, холодильник.

Учитель: Какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства? Промышленности? Строительства? Транспорта? Торговли?

Дети выбирали ответы на поставленные вопросы из текста учебника.

Далее обратились к иллюстрации.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Что такое товары? Какие товары необходимы человеку?

Дети: Это предметы, при помощи которых люди удовлетворяют свои потребности.

Чтобы акцентировать внимание на важности формируемых знаний и с целью выделения главного была организована работа по составлению таблицы.

Учитель: Заметьте, что некоторые из своих потребностей (пища, свет и др.) человек удовлетворяет как за счет природы, так и за счет экономики. В третьем столбике проставьте степень важности данной потребности для человека.

Учитель: Сделаем вывод: что дает нам природа?

Дети: воду, воздух, свет, тепло, пищу, но не в готовом виде.

Учитель: Что дает нам экономика или хозяйство?

Дети: удовлетворяет наши потребности, обрабатывает то, что дает природа.

Вновь поставили проблемный вопрос.

Учитель: Все ли потребности человека может удовлетворить экономика?

Дети сначала ответили, что все. Тогда предложили вновь обратиться к учебнику и найти там правильный ответ. При первоначальном чтении статьи учебника дети не акцентировали внимание на том, что есть духовные потребности. Теперь ответ на поставленный вопрос заставил их задуматься о значении нравственных качеств человека.

Сделали вывод: Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

В качестве подтверждения вывода прочитали диалог «Потребление».

«Встретились во дворе Лошадь с Коровой и стали рассуждать о смысле жизни и правах домашних животных.

– Смотрю я на наших свиней и вижу: одно у них на уме – потребление пищи. Ничего им больше не нужно, только есть бы, да есть. Никогда насытиться не могут. Разве цель жизни в том, чтобы непрерывно потреблять? Ты, Корова, поешь немного и успокоишься. Да к тому же еще молоко людям даешь, пользу приносишь.

– Согласна с тобой, Лошадь. Ты гораздо больше и по размеру, и по весу, а ешь меньше. Да к тому же, сколько работы делаешь, сколько грузов перевозишь. Вот ведь люди, могли бы потреблять сколько угодно, у них все есть. А они потребляют пищи меньше, чем мы.

– Но люди еще потребляют одежду и всякие удовольствия, которых мы лишены, – заметила Лошадь.

– А я думаю, что их одежда, дома и всякие удовольствия все же не могут заменить потребления пищи, – возразила Корова.

– Поэтому люди потребляют и то, и другое, – согласилась Лошадь.»

Далее беседа «Для чего нужна экономика» строилась на основе рассуждений с доказательствами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов
Целенаправленное восприятие — необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. Поскольку восприятие органически входит в ...

Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование устной монологической речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, А.М. Курицыной,. Речевой и наглядный материал для данных упражнений также долже ...

Учебный строй иезуитских школ, состав предметов и порядок заняли
Учебный строй иезуитских школ определяется, собственно, волею высшего начальника ордена, —генерала. Но фактически, начиная с 1599 года и доселе, исключая несущественных изменений и добавлений, в школах иезуитов царит устав четвертого генерала ордена, Аквавивы, — „Ratio et institutio studiorum” - („ ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru