Материалы » Становление педагогики в России » Реформа высшего образования

Реформа высшего образования

Страница 1

Серьезному реформированию, по мнению экспертов, должна подвергнуться и система высшего образования.

Российские вузы, по мнению ректора Государственного Университета «Высшая Школа Экономики» Ярослава Кузьминова, вплотную подошли к той грани, за которой они уже не могут именоваться университетами. Ведь университет - это место, где преподают ученые, где сам образовательный процесс связан с исследованиями. Но сегодня научную работу ведут меньше 20 процентов вузовских преподавателей. Наши вузы фактически превратились в техникумы с пятилетним сроком обучения.

Доля российской университетской науки смехотворно мала: на одного преподавателя приходится 10 долларов в месяц "научных денег".

А в мире фундаментальная наука сосредоточена как раз в университетах. Университет, как форма организации научных работников, оптимален: пока ты продуктивен как исследователь, ты сосредоточен на исследованиях: получаешь гранты, формируешь "под себя" лаборатории и коллективы. И, естественно, вовлекаешь в это студентов. Не получил грантов - переключаешься на преподавание.

В России как были три отдельные системы организации науки - академии, университеты и отраслевая наука, так и есть по сей день. Если мы хотим остановить сложившуюся за 15 лет инерцию вырождения науки и образования, надо искать меры, которые позволят мобилизовать сохранившийся в системе человеческий потенциал. И понять: наука и образование не могут выжить по отдельности.

Сейчас заканчивается формирование стратегии развития образования и науки. Элементом этой стратегии должно стать новое понимание интеграции. Интеграция имеет в виду организацию взаимодействия людей, а не стен и администраторов, этими стенами управляющих. Она не может свестись только к механическому объединению материальных комплексов. Многие из тех, кто занимаются наукой и преподают, делают это сейчас только по инерции.

Начинать интеграцию науки и образования нужно не жесткими, а мягкими инструментами. И это, прежде всего, финансирование. Следует найти те точки роста, где существуют сейчас перспективные исследователи и где есть преподаватели, реально занимающиеся академической работой. А они есть. Надо напитать эти точки средствами, создать механизмы их конкурсного финансирования. Когда сформируется реальная сеть интеграции, тогда можно оформлять ее административно.

Первые шаги к этому уже делаются. Правительство в августе 2004 года по докладу комиссии вице-премьера А. Жукова приняло уровень зарплаты исследователя и преподавателя как один из ключевых показателей работы Министерства Образования и Науки России. По расчетам Высшей школы экономики, к 2010 году она должна составить не меньше 2,5 тысячи долларов в месяц, в том числе половина - гранты на исследования. Даже при этом мы будем отставать от Западной Европы в 2 раза.

Необходимо дать академическим кадрам четкую перспективу их деятельности. Сейчас РАН получает примерно миллиард долларов в виде финансирования своих разработок. Государство должно гарантировать ей в 2010 году, например, 2 миллиарда долларов и принять план последовательной реализации этого финансирования. Это даст возможность молодым перспективным ученым, у которых сейчас есть альтернатива - уехать или остаться, планировать свою карьеру в России.

Считается также, что пришло время восстановить образовательную функцию РАН, сформировав на базе ее крупнейших НИИ и отделений магистратуру для обучения нескольких тысяч студентов. Это не будет помехой для традиционных, сложившихся форм университетской магистратуры, но существенно расширит выбор для молодежи, стремящейся к исследовательской карьере. Некоторые энтузиасты уже успешно этим занимаются. Можно привести в пример таких ученых, как академики Валерий Макаров, Константин Скрябин, Александр Чубарьян, которые активно работают с молодежью. Ученого, как и фигуриста, нужно готовить с молодых лет. И тогда такая система даст молодой приток в науку. Если она будет достойно финансироваться.

Проблема качества, обострившаяся в связи с введением платного образования, негосударственного сектора высшего образования, многочисленных филиалов государственных вузов, - эта проблема на сегодня является главной опасностью для дискредитации российского высшего образования как внутри России, так и за ее пределами. Поэтому органам управления образования совместно с советами ректоров надо, наконец, более системно выстроить работу, в соответствии с передаваемыми им Министерством полномочиями, по контролю над текущим исполнением лицензионных и аккредитационных требований для всех вузов и филиалов, работающих в регионе. На федеральном уровне Министерством совместно с Учебно-методическими объединениями в 2004 году будет завершена разработка требований к материальной базе, учебно-методическому обеспечению, тестовые материалы для проверки знаний студентов, чтобы можно было в любой момент провести в вузах или их филиалах объективную проверку уровня реализации учебного процесса.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru