Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Проблема формирования обществоведческих знаний у младших школьников

Проблема формирования обществоведческих знаний у младших школьников

Страница 2

На уроках младшие школьники учатся работать с иллюстрациями: проводят их элементарный анализ; составляют рассказ по иллюстрации; пишут сочинения и т.д. Задача учителя заключается в том, чтобы учить детей видеть связь между изображенными на рисунке людьми и предметами, выражать отношение к увиденному.

При изучении обществоведческого материала большую роль играет сравнение, которое помогает формировать у младших школьников доступное их возрасту представление об обществе. Детям объясняется, что, сравнивая, они узнают, в чем сходны и чем различаются предметы (например, орудия труда, оружие, предметы быта), жизнь различных слоев населения страны, поступки общественных деятелей, памятники культуры и др.

Овладение приемами сравнения сочетается с формированием оценочных суждений. Используя текст в учебнике и приведенные в нем иллюстрации, учитель может целенаправленно организовывать оценочную деятельность учащихся на доступном для них уровне.

Таким образом, для формирования у детей обществоведческих знаний учителю необходимо стремиться к разнообразию приемов, используемых на уроке и включающих школьников в активную учебную деятельность.

Г.А. Чернова одним из эффективным средств формирования обществоведческих знаний у младших школьников выделяет интеграцию уроков окружающего мира с другими изучаемыми предметами начальной школы.

Интегрированный урок – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок имеет ряд преимуществ: способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств учеников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познавать явление или предмет изучения.

Интегрированные уроки отличаются от традиционного использования межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала других предметов. В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме, определяется главная цель интегрированного урока. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

И.П. Подласый выделяет следующие требования к планированию, организации и проведению интегрированных уроков:

– определение системы таких уроков на целый год в каждом классе;

– тщательное планирование каждого урока, выделение главной и сопутствующих целей;

– моделирование (т.е. анализ, отбор, многократная перепроверка) содержания уроков, наполнение их только тем содержанием, которое поддерживает главную цель;

– тщательный выбор типа и структуры урока, методов и средств обучения;

– оптимальная нагрузка детей впечатлениями;

– привлечение к проведению интегрированных уроков педагогов различных учебных предметов, специалистов.

Содержательные и целенаправленные интегрированные уроки вносят в привычную структуру школьного обучения привлекательную для учеников новизну, отменяют суровые границы предметного преподавания. Они помогают учащимся лучше понять смысл и содержание наиважнейших понятий, изучаемых в начальной школе. Эти понятия, явления, процессы рассматриваются целостно и в то же время разносторонне.

Рассмотрим возможности учебных предметов в формировании обществоведческих знаний.

Русский язык: воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку; овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинения, обращения с просьбой).

Литературное чтение: обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; воспитание нравственности, уважения к культуре многонациональной России. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, труде, детях, взаимоотношениях людей, добре и зле.

Иностранный язык: приобщение детей к новому социальному опыту: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран.

Музыка: воспитание эстетических чувств, любви к своему народу, патриотизма, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своей страны и других стран мира. Государственный символ России Гимн России.

Изобразительное искусство: воспитание эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре; выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе, небольшом сочинении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методическая служба в условиях развития республиканской системы последипломного образования педагогов
Деятельность методического кабинета улусного управления образования строилась на концептуальной идее республиканской системы последипломного образования педагогов - удовлетворять индивидуальные потребности и интересы педагогов в их профессиональном, общекультурном росте, духовном развитии. Ведущие ...

Идея всеобщего обучения, начало теории воспитания женщины
Нельзя, наконец, не отметить и некоторых общих педагогических идей, принесенных, или, лучше сказать, оживленных новой эпохой. С восстановлением ценности самой по себе человеческой личности, в новое время должна была ожить первохристианская идея всеобщего образования или обучения. Правда, и в средни ...

Содержательно – информационные межпредметные связи
Фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов – это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. В.И. Ленин подчеркивал: «Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru