Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Проблема формирования обществоведческих знаний у младших школьников

Проблема формирования обществоведческих знаний у младших школьников

Страница 3

Технология: получение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Содержание: трудовая деятельность человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье.

Физическая культура: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию. Всесторонняя физическая подготовленность учащихся; использование приобретенных знаний: выполнение ежедневной утренней гимнастики; наблюдение за собственным физическим развитием.

На основании этого можно утверждать, что обществоведческое измерение содержат практически все образовательные компоненты, входящие в стандарт начального общего образования по линиям: человек, природа, общество, а на уроках по формированию обществоведческих знаний конкретизируются опорные понятия: окружающий мир, природа, человек и природа, общество, Россия наша Родина, государственная символика России, государственные праздники, столица России, регион, где живет учащийся.

В новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

В решении данного подхода большое значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Соединение учебных и исследовательских воздействий, бесспорно, дает более сильный результат в усвоении материала, его понимании, создании системного взгляда на весь окружающий мир. В исследовательских процедурах ребята осваивают вполне определенные фрагменты социальной практики. Объектами и сферами последней являются различные организации, учреждения и т.д. (поликлиника, Сбербанк, клуб, магазин, общественный транспорт и др.), совокупности людей и различные группы (семья, друзья, учителя, соседи), ценностный мир, связанный со знакомыми им проявлениями дружбы, любви, культуры и т.д. Важным фрагментом исследования выступает школа. Значимость учебы и отношение к ней, удовлетворенность различными сторонами жизни в школе, система взаимоотношений, сформированность определенных качеств (ответственность, уважение правил школьной жизни, инициативность) – все эти аспекты школьники пропускают через себя. Выполнение различных социальных ролей в ходе проектной или исследовательской деятельности (лидер, организатор, художник, корреспондент) дает сильный эффект самоопределения школьника в многомерном социально-педагогическом пространстве. Каждый из участников исследовательской работы, проявив себя активно в одной или нескольких ролях, начинает понимать свои возможности.

О важности и эффективности использования исследовательских и проектных методов в обучении обществознанию говорится в работах Е.Э. Смирновой. Автор отмечает то, что «абстрактное знание, получаемое ребятами на уроке, вдруг становится чем-то знакомым и понятным – тем самым, что лежит в основе нашей повседневной жизни. Таким образом, процесс социализации не постулируется в учебе как абстрактное понятие, а предстает перед школьниками как фрагмент известного и освоенного. В результате органического соединения теоретического обучения и практического освоения создается цепочка «знание – его апробация – теоретико-практическое усвоение – интериоризация знаний – переход в ценностные ориентации». Приобретенный практический опыт становится инструментом дальнейшей деятельности школьника и выпускника».

Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением
Дети с нарушением зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, но в то же время компенсаторные механизмы позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Это обусловлено тем, что «человеческий организм располагае ...

Психологический климат в коллективе младших школьников
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработ ...

Проблемное обучение
Проблемное обучение – обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной, поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Проблемное обучение направлен ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru