Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Проблема формирования обществоведческих знаний у младших школьников

Проблема формирования обществоведческих знаний у младших школьников

Страница 3

Технология: получение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира; воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. Содержание: трудовая деятельность человека. Рукотворный мир как результат труда человека. Влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье.

Физическая культура: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию. Всесторонняя физическая подготовленность учащихся; использование приобретенных знаний: выполнение ежедневной утренней гимнастики; наблюдение за собственным физическим развитием.

На основании этого можно утверждать, что обществоведческое измерение содержат практически все образовательные компоненты, входящие в стандарт начального общего образования по линиям: человек, природа, общество, а на уроках по формированию обществоведческих знаний конкретизируются опорные понятия: окружающий мир, природа, человек и природа, общество, Россия наша Родина, государственная символика России, государственные праздники, столица России, регион, где живет учащийся.

В новых условиях необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

В решении данного подхода большое значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Соединение учебных и исследовательских воздействий, бесспорно, дает более сильный результат в усвоении материала, его понимании, создании системного взгляда на весь окружающий мир. В исследовательских процедурах ребята осваивают вполне определенные фрагменты социальной практики. Объектами и сферами последней являются различные организации, учреждения и т.д. (поликлиника, Сбербанк, клуб, магазин, общественный транспорт и др.), совокупности людей и различные группы (семья, друзья, учителя, соседи), ценностный мир, связанный со знакомыми им проявлениями дружбы, любви, культуры и т.д. Важным фрагментом исследования выступает школа. Значимость учебы и отношение к ней, удовлетворенность различными сторонами жизни в школе, система взаимоотношений, сформированность определенных качеств (ответственность, уважение правил школьной жизни, инициативность) – все эти аспекты школьники пропускают через себя. Выполнение различных социальных ролей в ходе проектной или исследовательской деятельности (лидер, организатор, художник, корреспондент) дает сильный эффект самоопределения школьника в многомерном социально-педагогическом пространстве. Каждый из участников исследовательской работы, проявив себя активно в одной или нескольких ролях, начинает понимать свои возможности.

О важности и эффективности использования исследовательских и проектных методов в обучении обществознанию говорится в работах Е.Э. Смирновой. Автор отмечает то, что «абстрактное знание, получаемое ребятами на уроке, вдруг становится чем-то знакомым и понятным – тем самым, что лежит в основе нашей повседневной жизни. Таким образом, процесс социализации не постулируется в учебе как абстрактное понятие, а предстает перед школьниками как фрагмент известного и освоенного. В результате органического соединения теоретического обучения и практического освоения создается цепочка «знание – его апробация – теоретико-практическое усвоение – интериоризация знаний – переход в ценностные ориентации». Приобретенный практический опыт становится инструментом дальнейшей деятельности школьника и выпускника».

Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Типология уроков
Комбинированный урок 1. Организационный этап. Целевая направленность. 2. Этап проверки домашнего задания. 3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся. 4. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. Мини цель. 5. Этап усвоения новых знаний. 6. Этап закрепления новых знаний. 7. Этап инфор ...

Результаты исследования уровня развития физических способностей
Анализ результатов исследования уровня развития физических способностей позволил получить следующие данные: Улучшились показатели в следующих контрольных заданиях: прыжок в длину с места: в экспериментальной группе - на 0,1см, в контрольной группе - на 0,05см; сгибание, разгибание рук в упоре лежа: ...

Характеристика среднего школьного возраста
Средний школьный возраст (от 10-11 до 15 лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (V – IX кл.) и характеризуется общим подъёмом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка характеризуется психологией полуребёнка – п ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru