Немаловажно, что оценка качества может осуществляться не только как аттестация учащихся, но и как иные замеры _ педагогическая, психологическая диагностика, социологические, эргономические и другие исследования. Отрадно, что при организации региональных систем оценки качества активно используются наработки конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО).
Для оптимальной организации системы мониторинга субъектам Российской Федерации следует разработать и закрепить нормативными актами региональные регламенты:
■ учета на уровне региона, муниципального образования, образовательного учреждения результатов регионального мониторинга и оценки качества образования;
■ разработки критериев и осуществления оценки качества образования на уровне образовательного учреждения при участии школьных советов.
Развитие сети общеобразовательных учреждений
В неполнокомплектной, изолированной от образовательных и социальных сетей школе обеспечить современное качество образования невозможно. В то же время административные методы реорганизации таких школ без согласования с гражданами неприемлемы. Однако переговорные процессы с местным сообществом по вопросам переустройства сети образовательных учреждений наталкиваются в регионах на существенные трудности, вызывают социальную напряженность, если гражданам не предоставлено альтернативное решение - реальная возможность без опасности для жизни и без вреда для здоровья обучаться в существенно лучших условиях.
В связи с этим в регионах необходимо обеспечить транспортную доступность базовых школ и ресурсных центров; усиленное материально-техническое обеспечение таких учреждений: оснащение учебным, лабораторным и компьютерным оборудованием, ремонт, приобретение оборудования для спортзалов и столовых.
Регионам необходимо организовать работу по принятию муниципальными образованиями программ развития сети, в рамках которых определяются базовые школы и ресурсные центры. Одним из ключевых оснований для их определения должны стать результаты ПНПО. Инновационные школы должны получить дополнительную поддержку на муниципальном и региональном уровне. Следует наращивать их мощности и потенциал для дальнейшего роста качества предоставляемых услуг и расширения числа граждан, которые могут ими воспользоваться.
Одним из видимых индикаторов процессов развития общеобразовательной сети, их направленности на укрепление базовых школ является изменение наполняемости классов. Регионы, реализующие меры по развитию сети в рамках комплексных проектов модернизации образования (КПМО), прогнозируют повышение наполняемости классов, в особенности в сельских школах. В целом к концу проекта средняя наполняемость классов в сельских школах вырастет на 4 человека и достигнет 14,3 человек. При этом в регионах основной рост наполняемости в целом по селу и городу придется на старшую ступень общего образования. В среднем количество учащихся на старшей ступени возрастет на 12 человек
Но главный показатель развития сети общеобразовательных учреждений - доля школьников, которые учатся в условиях, полностью отвечающих современным требованиям. В таких условиях сегодня обучаются менее 30% детей, хотя за 2 последних года это число существенно возросло, главным образом - благодаря мероприятиям ПНПО по поддержке инновационных школ, оснащению учебным оборудованием и автобусами, подключению к Интернету. Регионы, внедряющие КПМО, взяли обязательство увеличить этот показатель до 70%.
Расширение общественного участия в управлении образованием
Ключевым условием и фактором успешности комплексной модернизации образования является полноценное общественное участие в управлении образовательными учреждениями, в формировании образовательной политики на местном, региональном уровнях. Привлечение общественных институтов к участию в управлении образованием заключается в передаче им ряда управленческих полномочий.
Другая информация:
Причина педагогического конфликта и его особенности
Взаимодействие учителя с учениками организуется через разрешение педагогических ситуаций. По Н.В. Кузьминой педагогическая ситуация – это «реальная обстановка в учебной группе и в сложной системе отношения и взаимоотношения учащихся, которую нужно учитывать при принятии решения и способах воздейств ...
Содержание процесса индивидуального профессионального консультирования
Индивидуальная консультация – одна из форм работы в области профессионального консультирования, ориентированная на отдельного человека. Как процесс активного взаимодействия консультанта с клиентом, с целью оказания помощи в решении проблем профессионального самоопределения она является основным вид ...
Диагностика уровня развития пространственного мышления младших школьников в
начальной школе
Содержанием пространственного мышления является оперирование пространственными образами на основе их создания с использованием наглядной опоры (предметной или графической, разной меры общности и условности). Оперирование пространственными образами определяется их исходным содержанием (отражение в о ...