Занятие-дискуссия. В процессе организации учебной дискуссии важно найти интересный предмет спора, актуальный и социально значим для группы. Тема дискуссии обязательно должна содержать проблемные моменты, вызывать интерес у присутствующих, быть для них достаточно знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение.
При подготовке к дискуссии необходимо разработать вопросы для обсуждения. В формулировках вопросов могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки, и т. п. Подобные вопросы заставляют мыслить, втягивают аудиторию в активный обмен мнениями. Сама формулировка вопроса должна включать в себя возможность становления различных точек зрения, быть поводом для размышления. Это необходимое условие для проведения публичного спора.
В процессе подготовки разрабатывается сценарий дискуссии. Он включает:
- вводное слово руководителя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность);
-вопросы, вынесенные на обсуждение;
-приемы активизации слушателей.
В сценарии определяются задачи, стоящие перед участниками обсуждения, уточняются условия спора, формулируются отдельные положения, которые необходимо обосновать коллективными усилиями, указывается, какие технические средств, наглядные пособия будут использованы в ходе дискуссии.
Для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа. Полемисты должны знать заранее тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию. Следует обязательно познакомиться с основными требованиями культуры спора, ответственно подойти к выбору ведущего.
Следующей формой организованного общения является - игра. Игра может быть коммуникативная, ролевая, деловая и т. д. Мы рассмотрим коммуникативную игру, основной целью, которой является создать условия для развития коммуникации воспитанников.
Коммуникативная игра. Игра предполагает столкновение людей с противоположными взглядами и установками. Задача — столкнуть в споре стороны, стоящие на принципиально разных позициях.
Цель игры - формирование навыков и умений ведения полемики, оказание помощи в овладении культурой спора и совершенствовании полемического мастерства.
Игра проводится в четыре этапа. В ней принимают участие преподаватель и учащиеся одного или двух классов. На разных этапах игры они выполняют определенные роли: организатора, руководителя, участника, специалиста по теме, специалиста по логике, специалиста по культуре речи, специалиста по культуре спора, критика.
Первый этап является организационным. На консультации рассказывается о назначении и цели игры, о порядке ее проведения, о задачах участников игры, о методике подготовки. Выделяется группа организаторов, выбирается ее лидер. Участники игры определяют тему.
На втором этапе осуществляется подготовка. Организаторы решают все методические вопросы, назначают руководителя, "специалистов", продумывают оформление аудитории. Участники деловой игры изучают тему предстоящего спора, знакомятся с соответствующей литературой, консультируются по всем вопросам со специалистами.
На третьем этапе проводится игра по избранной теме. Ведет ее руководитель, назначенный организаторами. Он представляет обе группы, говорит о цели данной встречи, предлагает принять активное участие в работе. Каждая группа кратко рассказывает о себе. Участники, независимо от "должностей", обсуждают предложенные проблемы, соблюдая правила ведения публичного спора, используя полемические приемы и уловки.
Четвертый этап - заключительный. На этом этапе организуется обсуждение проведенного мероприятия, критически анализируется деятельность всех участников деловой игры. Последовательно предоставляется слово "специалистам". В заключении подводятся итоги всех этапов игры.
Другая информация:
Организация экспериментального исследования по рассматриваемой
проблеме
При разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим является современное понимание психологического и психофизиологического содержание процесса письма в норме. Осуществлялась опора на результаты исследований, касающихся этиологии, патогенеза, симптоматики структуры дефекта при общ ...
Изучение особенностей коррекционной работы по
развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной школы
VIII вида
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимаетс ...
Организационные
решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля
знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать л ...