При разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим является современное понимание психологического и психофизиологического содержание процесса письма в норме. Осуществлялась опора на результаты исследований, касающихся этиологии, патогенеза, симптоматики структуры дефекта при общем недоразвитии речи.
Цель исследования была реализована путем решения следующих задач:
изучение особенностей практического усвоения детьми лексических и грамматических средств языка;
разработка системы упражнений на формирование правильного произношения звуков, слогов, структуры слова, развитие фонематического восприятия;
развитие навыков связной речи;
развитие неречевых психических процессов;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.
Для выявления у дошкольников предрасположенности к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом были разработаны следующие методы: беседа: изучение медицинской документации; система заданий в игровой форме; наблюдение за деятельностью детей в процессе учебной деятельности.
Исследования проводились в Д/С компенсирующего вида коррекции отклонений физического и психического развития воспитанников. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 6,5 лет - 6 лет 8 мес., 5 мальчиков и 5 девочек.
В экспериментальную группу входили дети с общим недоразвитием речи нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У всех детей имело место ОНР третьего уровня (по Р.В. Левиной), Картина речевых расстройств включала следующие формы патологии речи: алалию, дизартрию. Экспериментальная методика включала в себя две части: логопедическое обследование и нейропсихологическое обследование в процессе эксперимента мы изучали состояние речевых и неречевых функций и процессов лежащих в основе овладения процессом чтения.
Содержание методики обследования состояния речевых и неречевых психических функций:
I. Исследование звукопроизношения.
Определить характер нарушения звуков речи: отсутствие, замена, смешение, дефектную артикуляцию в различных условиях:
при изолированном произношении звуков; в слогах: открытых, закрытых простых и со стечением согласных;
в начале, середине и конце слов; во фразах; в тексте.
В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, скороговорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется. Оценка: правильное произношение всех звуков - 46., нарушение произношения одной группы звуков - 36., нарушение произношения двух групп звуков - 26., нарушение произношения трех групп звуков - 16., нарушение произношения свыше трех групп звуков - 0б.
II. Состояние звукослоговой структуры слова
Предлагается назвать картинки или повторить слова различной звукослоговой структуры: сыр, снег, текст, роза, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, отечество, электричка, разведчики, экскаваторщик, милиционер сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.
Оценка: отсутствие нарушений звукослоговой структуры - 46., неправильное воспроизведение от одного до трех ел. - 36., от 4 до 6 слов - 26., от 7 до 9 слов - 16., нарушение звукослоговой структуры более 10 слов - 0б.
III. Исследования фонематического восприятия и фонематических представлений.
1. Слуховая дифференциация звуков на материале слов - квазиомонимов.
Повторить слова - квазиомонимы: жук - сук, лес-лещ, коза - коса, сабля-цапля, нос-нога, челка-щелка, чаща-чаша, шашки-чашки, уши-ужи, глаз, лук-люк, мышка-мишка, нос-нес, осы-оси, шест-шесть, хор-хорь, жарит-жалит, марка-майка.
Оценка: правильное выполнение - 46., неправильное повторение от 1 до 5 заданий - 36., от 6 до 10 - 26., от 11 до 15 - 16., неправильное выполнение более 16 - 0б.
2. Повторение изолированных слогов няк пуль бущь мяч свум сось пиц мюф зощ плись рыц дум нысь лут фсен ряй бер чать выс гум прюх ек стел ныпь геф бац трит шись вох жох эфт трух фек лефь.
Оценка: правильное воспроизведение всех слогов - 46., ошибочное воспроизведение от 1 до 5 слогов - 36., от 6 до 10 слогов - 26., от 11 до 15 - 16., более 16 слогов - 0б.
3. Повторение слогов со слогообразующим гласным А.
маня чаща чапя
бала сязя щага
гакалярашащя
датазазяцага
засасащяряль
жашазажасяса
ларацасалаля
Оценка: правильное воспроизведение всех слоговых рядов - 46., ошибочное воспроизведение от1 до 5 рядов - 36., от 6 до 10 рядов - 26., от 11 до 15 - 16., более 16 рядов - 0б.
Другая информация:
Понятия, особенности фразеологии
Фразеология в соответствии с различием фразеологизмов – идиом, фразеологических сочетаний и устойчивых фраз (пословиц, крылатых слов и других фразеологизмов – предложений) многими исследователями делится на фразеологию в узком смысле, исследующую фразеологизмы – идиомы и фразеологические сочетания, ...
Авторская концепция экологического воспитания на уроках
музыки "Экология – экология искусства – экология души" А.В.Паутова
В разработке вопросов формирования экологической культуры школьников средствами музыки учителя школ области продвинулись от разработки отдельных уроков и блоков уроков до создания собственных концепций. Приводим пример творческой концепции Алексея Паутова, учителя музыки школы №2, г. Ростов. " ...
Работа классного руководителя
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем. Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названий этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельность школы регламентируется её Уставом, то деятельность классного руководителя тоже осн ...