Материалы » Выявление предпосылок к овладению чтением детей старшего дошкольного возраста » Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме

Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме

Страница 1

При разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим является современное понимание психологического и психофизиологического содержание процесса письма в норме. Осуществлялась опора на результаты исследований, касающихся этиологии, патогенеза, симптоматики структуры дефекта при общем недоразвитии речи.

Цель исследования была реализована путем решения следующих задач:

изучение особенностей практического усвоения детьми лексических и грамматических средств языка;

разработка системы упражнений на формирование правильного произношения звуков, слогов, структуры слова, развитие фонематического восприятия;

развитие навыков связной речи;

развитие неречевых психических процессов;

подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты.

Для выявления у дошкольников предрасположенности к затруднениям в процессе овладения чтением и письмом были разработаны следующие методы: беседа: изучение медицинской документации; система заданий в игровой форме; наблюдение за деятельностью детей в процессе учебной деятельности.

Исследования проводились в Д/С компенсирующего вида коррекции отклонений физического и психического развития воспитанников. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 6,5 лет - 6 лет 8 мес., 5 мальчиков и 5 девочек.

В экспериментальную группу входили дети с общим недоразвитием речи нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У всех детей имело место ОНР третьего уровня (по Р.В. Левиной), Картина речевых расстройств включала следующие формы патологии речи: алалию, дизартрию. Экспериментальная методика включала в себя две части: логопедическое обследование и нейропсихологическое обследование в процессе эксперимента мы изучали состояние речевых и неречевых функций и процессов лежащих в основе овладения процессом чтения.

Содержание методики обследования состояния речевых и неречевых психических функций:

I. Исследование звукопроизношения.

Определить характер нарушения звуков речи: отсутствие, замена, смешение, дефектную артикуляцию в различных условиях:

при изолированном произношении звуков; в слогах: открытых, закрытых простых и со стечением согласных;

в начале, середине и конце слов; во фразах; в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, скороговорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется. Оценка: правильное произношение всех звуков - 46., нарушение произношения одной группы звуков - 36., нарушение произношения двух групп звуков - 26., нарушение произношения трех групп звуков - 16., нарушение произношения свыше трех групп звуков - 0б.

II. Состояние звукослоговой структуры слова

Предлагается назвать картинки или повторить слова различной звукослоговой структуры: сыр, снег, текст, роза, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, отечество, электричка, разведчики, экскаваторщик, милиционер сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.

Оценка: отсутствие нарушений звукослоговой структуры - 46., неправильное воспроизведение от одного до трех ел. - 36., от 4 до 6 слов - 26., от 7 до 9 слов - 16., нарушение звукослоговой структуры более 10 слов - 0б.

III. Исследования фонематического восприятия и фонематических представлений.

1. Слуховая дифференциация звуков на материале слов - квазиомонимов.

Повторить слова - квазиомонимы: жук - сук, лес-лещ, коза - коса, сабля-цапля, нос-нога, челка-щелка, чаща-чаша, шашки-чашки, уши-ужи, глаз, лук-люк, мышка-мишка, нос-нес, осы-оси, шест-шесть, хор-хорь, жарит-жалит, марка-майка.

Оценка: правильное выполнение - 46., неправильное повторение от 1 до 5 заданий - 36., от 6 до 10 - 26., от 11 до 15 - 16., неправильное выполнение более 16 - 0б.

2. Повторение изолированных слогов няк пуль бущь мяч свум сось пиц мюф зощ плись рыц дум нысь лут фсен ряй бер чать выс гум прюх ек стел ныпь геф бац трит шись вох жох эфт трух фек лефь.

Оценка: правильное воспроизведение всех слогов - 46., ошибочное воспроизведение от 1 до 5 слогов - 36., от 6 до 10 слогов - 26., от 11 до 15 - 16., более 16 слогов - 0б.

3. Повторение слогов со слогообразующим гласным А.

маня чаща чапя

бала сязя щага

гакалярашащя

датазазяцага

засасащяряль

жашазажасяса

ларацасалаля

Оценка: правильное воспроизведение всех слоговых рядов - 46., ошибочное воспроизведение от1 до 5 рядов - 36., от 6 до 10 рядов - 26., от 11 до 15 - 16., более 16 рядов - 0б.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Игра как средство формирования личности дошкольника
В становлении личности дошкольника особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные навыки правила поведения в природе. Эффективность педагогического процесса в формировании личности дошкольника во многом зависит от грамотного педагогического руководства. Пе ...

Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Испо ...

Понятие "неуспеваемость" в психолого-педагогической литературе
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru