Материалы » Возможности организованного общения при обучении групповому взаимодействию старших подростков в учреждениях дополнительного образования » Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию старших подростков

Характеристика организованного общения как средства обучения групповому взаимодействию старших подростков

Страница 1

В данном разделе рассмотрим понятие "организованное общение".

Организованное общение - такое взаимодействие воспитанников, которое осуществляется под руководством педагога в специальных формах и имеет своей целью обучение детей гумманному взаимодействию.

Основной отличительной особенностью организованного общения от общения вообще является - обязательное руководство педагога, наличие цели общения, задач и специально организованных форм.

Одной из основных задач организованного общения является обучение ребят взаимодействию, которое должно осуществляется целенаправленно, энергично и интенсивно, через различные формы.

Формами организованного общения могут быть дискуссии, тренинги, игры и другие, каждая из этих форм имеет и другие воспитательные задачи, кроме обучения воспитанников взаимодействию: гуманизация микроклимата группы, развитие в объединении интрагрупповой активности, эмоциональная насыщенность жизнедеятельности как в группе, так и каждого учащегося в отдельности и т.д.

Рассмотрим формы организованного общения, которые мы будем использовать при проведении формирующего эксперимента данной работы.

Тренинг общения — доступная воспитателям, непрофессиональным психологам, форма групповой работы. Например, Тренинг "Диалог". Цель тренинга — обучение навыкам ведения конструктивного диалога. Под конструктивным диалогом понимается такая форма общения в группе, которая позволяет путем взаимных усилий находить решения, удовлетворяющие обе стороны, объединяющие участников для дальнейшей совместной деятельности, способствующие эффективному общественному развитию.

Тренинг рекомендуется проводить в группе, состоящей из 12—15 человек. Предварительно определяется актуальная проблема, представляющая интерес для данной группы. Ставится задача — найти наиболее приемлемое для всех решение этой проблемы.

Ведущий выделяет группу участников обсуждения, назначает экспертов (1—2 человека) и наблюдателей (2—3 человека). Участникам, имеющим сходные взгляды на проблему, предлагается объединиться в подгруппы.

Обсуждение проблемы проводится в два этапа. Сначала работают подгруппы. Они вырабатывают оптимальное решение проблемы. Это так называемый внутриструктурный диалог. Характерные особенности такого диалога: наличие банка идей у его участников, полнота используемой информации, ее достоверность и разносторонность, четкая аргументированность суждений.

После обсуждения каждая подгруппа сообщает свое решение экспертам и выделяет авторитетного представителя для второго этапа обсуждения — межструктурного диалога. Представители подгрупп должны выработать единое решение проблемы с учетом мнения своих единомышленников. Цель такого диалога — нахождение компромисса, определение возможностей согласия сторон. Для этого вида диалога особенно важно умение понять оппонента, осознать его интересы, увидеть проблему его глазами. Не менее существенным является понимание, до какой степени возможен компромисс, каковы его границы и взаимные выгоды. Важнейшее условие эффективности межструктурного диалога — соблюдение баланса интересов обеих сторон. При нарушении этого баланса проблему нельзя считать решенной. Она неизбежно возникнет вновь.

На первом и втором этапах обсуждения наблюдатели отмечают особенности поведения каждого из участников, обращают внимание на их взаимоотношения, владение культурой спора, умение установить контакт друг с другом. Эксперты оценивают правильность, сбалансированность принятого решения.

При подведении итогов занятия ведущий, наблюдатели и эксперты оценивают деятельность его участников, все присутствующие высказывают свое мнение о проделанной работе.

Групповые дискуссии — дискуссии, ориентированные на проблемные нравственные вопросы, близкие к традиционным диспутам или более сложным проблемным групповым формам в духе организационно-деятельностных игр.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Главное для детей с умственной отсталостью – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и ...

Однородность образовательной системы в разных видах средневековых школ
Описанный строй схоластического образования был общим, по существу, для всей средневековой школы, для всех ее видов: и для церковно-приходских, и для монастырских, и для университетов, и даже для школ городских. Между ними была, разумеется, некоторая разница в организации школьного управления, в об ...

Психологические особенности организации самостоятельной работы
Педагоги и психологи предлагают разные пути интенсификации учебного процесса. Видный психолог, который занимается психологическими процессами в обучении иностранному языку, В.А. Артёмов объединяет все пути в два магистральных направления обучения: усовершенствование методики обучения усовершенствов ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru