Опираясь на ранее описанный материал, считаем возможным использовать следующую структуру элективного курса:
Познакомить с историей изучения кривых;
Рассказать о способах образования кривых;
3. Определение эллипса, параболы, гиперболы, как геометрического места точек плоскости;
4. На основе определений вывести канонические уравнения кривых второго порядка;
5. Опираясь на каноническое представление показать основные свойства эллипса, гиперболы и параболы;
6. Ввести понятия «эксцентриситет», «директриса»;
7. Сформулировать определение эллипса, гиперболы, параболы на языке директрис;
8. Дать определение касательных к эллипсу гиперболе, параболе, формулы касательных, вывести формулы касательных;
9. Познакомить с фокальными свойствам кривых второго порядка;
10. Рассмотреть эллипс, параболу и гиперболу как конические сечения;
11. Познакомить учащихся с законами Кеплера, траекториями движения планет;
Примерное почасовое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1. |
История изучения кривых |
0,5 |
2. |
Способы образования кривых |
0,5 |
3. |
Эллипс |
2 |
4. |
Гипербола |
2 |
5. |
Парабола |
2 |
6. |
Директриса и эксцентриситет кривых второго порядка |
2 |
7. |
Касательные к кривым второго порядка |
1 |
8. |
Фокальные свойства кривых второго порядка |
2 |
9. |
Эллипс, парабола и гипербола как конические сечения |
1 |
10. |
Законы Кеплера |
1 |
11. |
Движения по орбитам |
3 |
12. |
Итоговое занятие |
1 |
Всего 18 часов.
1. История изучения плоских кривых
Понятие кривой определилось в сознании человека в доисторические времена. Траектория брошенного камня, струя воды, лучи света, очертания цветов и листья растений, извилистая линия берега реки и моря и другие явления природы привлекали внимание наших предков и, наблюдаемые многократно, послужили основой для постепенного установления понятия кривой.
Однако потребовался большой исторический период прежде чем люди стали сравнивать между собой формы кривых и отличать одну кривую от другой. Первые рисунки на стенах пещерного жилища, примитивные орнаменты, украшавшие домашнюю утварь, свидетельствуют о том, что люди научились уже не только отличать прямую от кривой, но и различать формы отдельных кривых и в их сочетаниях находить удовлетворение зарождающихся эстетических потребностей. Но всё это было ещё далеко от того абстрактного понимания кривой, которым располагает математика сейчас.
Правда, исторические памятники глубокой древности показывают, что у всех народов на известной ступени их развития имелось понятие окружности, не говоря уже о прямой линии. Употреблялись примитивные инструменты для построения этих линий и были попытки измерять площади, ограничиваемые прямыми и окружностью. Как видно, например, из древнейшего памятника математической культуры – «папируса Ринда», египтяне за 17 – 20 веков до начала нашей эры занимались квадратурой круга и получили довольно хорошее приближение для числа p, равное , или 3, 1604. Но лишь с возникновением математики как науки стало развиваться учение о кривых, достигшее в трудах греческих математиков высокого совершенства.
Другая информация:
Методика преподавания темы «Семейный бюджет» и разработка системы уроков
для профильного класса
Вопросы, рассматриваемые в данной теме, не сложны для понимания и одновременно важны для каждого человека, независимо от того, выберет ли он карьеру профессионального экономиста или будет заниматься любым другим видом деятельности. Действительно, всякому человеку необходимо знать: из каких источник ...
Технология проектной деятельности школьников
Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деят ...
Виды и формы внеклассной деятельности
В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в, свою очередь, дополняющая систему образования, обеспечивает ...