Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. При планировании уроков учитель должен определить возможности темы и отдельных уроков для применения проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода.
Главная трудность для преподавателя заключена в создании проблемных ситуаций различных видов: учитель должен добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед необходимостью выбора знаний или столкнулись с новыми условиями применения известных знаний.
В ходе решения проблемного задания в классе с ним справляются всего лишь несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ, не зная или не понимая того, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщиться к творческой мыслительной деятельности. С этой целью рекомендуется ознакомить их с логикой, основными этапами решения проблемных заданий.
Этапы решения проблемы
Название этапа |
Суть этапа |
Прием учебной работы |
1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия |
Первоначальное состояние замешательства, недоумения или ощущения непреодолимого препятствия на пути выполнения действий. Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе |
Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях. Формулировка проблемы, подлежащей решению |
2. Формулировка гипотезы |
Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа |
Выдвижение гипотезы |
3. Доказательство гипотезы |
Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения |
Проверка решения с помощью непосредственных действий и обоснование гипотезы, если результаты проверки согласуются с теоретическими посылками |
4. Общий вывод |
Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием |
Установление причинно-следственных связей |
Центральное место в решении проблемного задания принадлежит этапам формулирования и доказательства гипотезы. Вот пример хода рассуждения в соответствии с этой схемой при выполнении следующего задания: «Пользуясь картами, установите, почему вода в бессточном озере Чад является пресной». Это задание предлагается учащимся 7 класса, изучающим курс географии материков и океанов.
Этапы решения проблемного задания
Первый этап (осознание проблемы, вскрытие противоречия). Из предшествующего курса географии учащиеся знают, что сточные озера имеют пресную воду, а бессточные — соленую. Противоречие уже имеющихся знаний с новым фактом ставит школьников в ситуацию интеллектуального затруднения, озадачивает их, т. е. возникает проблемная ситуация. Следующая запись причинно-следственных цепочек помогает детям осознать, что же именно вызывает затруднение.
Причина Отсутствие поверхностного стока Наличие поверхностного стока Отсутствие поверхностного стока |
Следствие Соленая вода в озере Пресная вода в озере Наличие почти пресной воды в озере Чад |
Итак, с помощью анализа причинно-следственных цепочек учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить.
Второй этап (формулировка гипотезы). Учитель просит школьников высказать предположения о том, как может происходить сток из озера Чад. Он помогает им сформулировать гипотезу, которая будет выглядеть примерно следующим образом: отсутствие поверхностного стока из озера должно было привести к засолению его вод, однако этого не произошло; видимо, сток из озера Чад все же существует.
Другая информация:
Сущность семьи и брака
Семья малая - социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлено потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Для одних семья – оплот, надежный ...
Понятие элективных курсов в системе образования
Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучени ...
Значение и применение аминокислот
Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. Так глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Лизин и метионин применяются в качестве добавок в корм сельскохозяйственным животным. Человеческий организм может синтезировать 1 ...