Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Страница 2

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью. При планировании уроков учитель должен определить возможности темы и отдельных уроков для применения проблемного обучения и разработать пути осуществления проблемного подхода.

Главная трудность для преподавателя заключена в создании проблемных ситуаций различных видов: учитель должен добиться, чтобы ученики обнаружили несоответствие между имеющимися знаниями и требованиями какой-либо задачи или вопроса, встали перед необходимостью выбора знаний или столкнулись с новыми условиями применения известных знаний.

В ходе решения проблемного задания в классе с ним справляются всего лишь несколько наиболее сильных учащихся. Остальные в лучшем случае запоминают ответ, не зная или не понимая того, как было найдено решение. Вместе с тем все школьники должны приобщиться к творческой мыслительной деятельности. С этой целью рекомендуется ознакомить их с логикой, основными этапами решения проблемных заданий.

Этапы решения проблемы

Название этапа

Суть этапа

Прием учебной работы

1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

Первоначальное состояние замешательства, недоумения или ощущения непреодолимого препятствия на пути выполнения действий. Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе

Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях. Формулировка проблемы, подлежащей решению

2. Формулировка гипотезы

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Выдвижение гипотезы

3. Доказательство гипотезы

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Проверка решения с помощью непосредственных действий и обоснование гипотезы, если результаты проверки согласуются с теоретическими посылками

4. Общий вывод

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием

Установление причинно-следственных связей

Центральное место в решении проблемного задания принадлежит этапам формулирования и доказательства гипотезы. Вот пример хода рассуждения в соответствии с этой схемой при выполнении следующего задания: «Пользуясь картами, установите, почему вода в бессточном озере Чад является пресной». Это задание предлагается учащимся 7 класса, изучающим курс географии материков и океанов.

Этапы решения проблемного задания

Первый этап (осознание проблемы, вскрытие противоречия). Из предшествующего курса географии учащиеся знают, что сточные озера имеют пресную воду, а бессточные — соленую. Противоречие уже имеющихся знаний с новым фактом ставит школьников в ситуацию интеллектуального затруднения, озадачивает их, т. е. возникает проблемная ситуация. Следующая запись причинно-следственных цепочек помогает детям осознать, что же именно вызывает затруднение.

Причина

Отсутствие поверхностного стока Наличие

поверхностного стока Отсутствие поверхностного стока

Следствие Соленая вода в озере

Пресная вода в озере

Наличие почти

пресной воды в озере Чад

Итак, с помощью анализа причинно-следственных цепочек учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами. Это противоречие и составляет проблему, которую нужно решить.

Второй этап (формулировка гипотезы). Учитель просит школьников высказать предположения о том, как может происходить сток из озера Чад. Он помогает им сформулировать гипотезу, которая будет выглядеть примерно следующим образом: отсутствие поверхностного стока из озера должно было привести к засолению его вод, однако этого не произошло; видимо, сток из озера Чад все же существует.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Основной недостаток учебного строя иезуитских школ: Неподвижность и омертвелость
По-видимому, учебный порядок в иезуитских школах был не так плох, как привыкли представлять, исходя из исторических ассоциаций, связанных с именем „иезуитов”. И если справедливо, — как отмечает один из историков иезуитского ордена (В. Гетте), — что из иезуитских школ никогда не выходило сколько-ниб ...

Роль и место математики в профилях различных направлений
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В тоже время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма ...

Развитие информационных технологий обучения
Уровень подготовки выпускников школ, вступающих в активную жизнь, недостаточно соответствует требованиям стремительно развивающейся науки, техники, экономики. Традиционное преподавание в школе подвергается справедливой критике за формализм, ориентацию на простое запоминание учебного материала и фор ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru