Первый этап (постановка проблемы). Учитель дает задание учащимся определить, возможно, ли быстро, дешево и безопасно добраться из одного пункта местности в другой. Для решения предложенной проблемы учащиеся знакомятся со многими важными понятиями, связанными с географией: «транспортный узел», «транспортная сеть», «транспортный поток», «общественный транспорт», «частный транспорт» и т. д.
При этом в одних классах можно заняться изучением проблемы проезда от дома до школы и обратно, в других — поездками в места отдыха, в третьих — в учебные и культурные учреждения изучаемого района. Старшеклассников вполне можно увлечь проблемой проезда из сельской местности в город или из одного места страны в другое.
Второй этап (рекомендуемые виды учебной деятельности). Деятельность по сбору данных и их систематизации представляет большие возможности для полевых исследований. Школьники, объединившись в несколько групп, приступают к сбору информации о местном транспорте. Они интервьюируют и анкетируют местных жителей, изучают маршруты автобусов, наблюдают за изменением количества людей на остановках в определенные часы суток, устанавливают затраты времени на проезд и т. д. Собранную информацию учащиеся представляют в виде диаграмм, картосхем, графиков, фотографий, которые помещают в отчет. Этот материал составляет основу для нового обсуждения в классе, в ходе которого учащиеся делают предложения, направленные на улучшение транспортного обслуживания населения, и разрабатывают новую схему общественного транспорта.
Третий этап (внедрение предложений в практику). Деятельность по внедрению сформулированных предложений может осуществляться разными путями: обращением с письмами в органы местной власти, поиском лиц, поддерживающих данные идеи, сбором подписей населения и т. д. Так, после решения представленной выше проблемы один из классов обратился к местным властям с предложением о строительстве для школьников специальной велосипедной дорожки, другой класс внес предложение изменить транспортные потоки и сделать движение на улицах вблизи школы односторонним с целью обеспечения большей безопасности школьников; еще один класс рекомендовал изменить маршруты и расписания движения некоторых автобусов для улучшения обслуживания пассажиров изучаемого района.
Итак, преимущества реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, помогают им овладеть исследовательскими процедурами, формируют положительную мотивацию к географии и учебному процессу в целом. Чаще всего реальные проблемы носят краеведческий характер и осуществляются в форме групповой работы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. В чем состоит сущность технологии проблемного обучения? Каковы ее преимущества и недостатки?
2. Назовите основные понятия проблемного обучения.
3. Какие качества личности школьника развиваются и формируются в процессе проблемного обучения?
4. Чем отличается реальное проблемное обучение от традиционного? Разработайте реальное проблемное задание для школьников.
5. Сформулируйте разные виды проблемных заданий по одному из курсов (крупных тем, разделов) школьной географии.
6. Разработайте фрагмент урока, содержащий проблемную ситуацию. Предусмотрите специальное обучение школьников решению проблем.
Другая информация:
Технология проектной деятельности школьников
Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деят ...
Проблемы и перспективы школьного экономического образования
Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически гра ...
Значение и применение аминокислот
Аминокислоты и их производные используются в качестве лекарственных средств в медицине. Так глицин оказывает укрепляющее действие на организм и стимулирует работу мозга. Лизин и метионин применяются в качестве добавок в корм сельскохозяйственным животным. Человеческий организм может синтезировать 1 ...