Первый этап (постановка проблемы). Учитель дает задание учащимся определить, возможно, ли быстро, дешево и безопасно добраться из одного пункта местности в другой. Для решения предложенной проблемы учащиеся знакомятся со многими важными понятиями, связанными с географией: «транспортный узел», «транспортная сеть», «транспортный поток», «общественный транспорт», «частный транспорт» и т. д.
При этом в одних классах можно заняться изучением проблемы проезда от дома до школы и обратно, в других — поездками в места отдыха, в третьих — в учебные и культурные учреждения изучаемого района. Старшеклассников вполне можно увлечь проблемой проезда из сельской местности в город или из одного места страны в другое.
Второй этап (рекомендуемые виды учебной деятельности). Деятельность по сбору данных и их систематизации представляет большие возможности для полевых исследований. Школьники, объединившись в несколько групп, приступают к сбору информации о местном транспорте. Они интервьюируют и анкетируют местных жителей, изучают маршруты автобусов, наблюдают за изменением количества людей на остановках в определенные часы суток, устанавливают затраты времени на проезд и т. д. Собранную информацию учащиеся представляют в виде диаграмм, картосхем, графиков, фотографий, которые помещают в отчет. Этот материал составляет основу для нового обсуждения в классе, в ходе которого учащиеся делают предложения, направленные на улучшение транспортного обслуживания населения, и разрабатывают новую схему общественного транспорта.
Третий этап (внедрение предложений в практику). Деятельность по внедрению сформулированных предложений может осуществляться разными путями: обращением с письмами в органы местной власти, поиском лиц, поддерживающих данные идеи, сбором подписей населения и т. д. Так, после решения представленной выше проблемы один из классов обратился к местным властям с предложением о строительстве для школьников специальной велосипедной дорожки, другой класс внес предложение изменить транспортные потоки и сделать движение на улицах вблизи школы односторонним с целью обеспечения большей безопасности школьников; еще один класс рекомендовал изменить маршруты и расписания движения некоторых автобусов для улучшения обслуживания пассажиров изучаемого района.
Итак, преимущества реальных проблем очевидны. Они отражают потребности учащихся, помогают им овладеть исследовательскими процедурами, формируют положительную мотивацию к географии и учебному процессу в целом. Чаще всего реальные проблемы носят краеведческий характер и осуществляются в форме групповой работы.
Вопросы и задания для самостоятельной работы:
1. В чем состоит сущность технологии проблемного обучения? Каковы ее преимущества и недостатки?
2. Назовите основные понятия проблемного обучения.
3. Какие качества личности школьника развиваются и формируются в процессе проблемного обучения?
4. Чем отличается реальное проблемное обучение от традиционного? Разработайте реальное проблемное задание для школьников.
5. Сформулируйте разные виды проблемных заданий по одному из курсов (крупных тем, разделов) школьной географии.
6. Разработайте фрагмент урока, содержащий проблемную ситуацию. Предусмотрите специальное обучение школьников решению проблем.
Другая информация:
Структурные барьеры рынка образовательных услуг Пензенской области
Рынок образовательных услуг является достаточно открытым для проникновения конкурентов, с высоким уровнем дохода от основной (оказание образовательных услуг) и вспомогательной (консалтинговая, издательская и полиграфическая деятельность, сдача помещений в аренду, коммерческая деятельность и др.) де ...
Учебный строй иезуитских школ, состав предметов и порядок заняли
Учебный строй иезуитских школ определяется, собственно, волею высшего начальника ордена, —генерала. Но фактически, начиная с 1599 года и доселе, исключая несущественных изменений и добавлений, в школах иезуитов царит устав четвертого генерала ордена, Аквавивы, — „Ratio et institutio studiorum” - („ ...
Опорные задачи по теме «Многогранники»
Как уже говорилось, изучение многогранников является важнейшей частью курса стереометрии. Они дают богатый задачный материал как при изучении самой темы «многогранники», так и при изучении последующих тем стереометрии. Чаще всего в учебниках мало простых задач «на геометрические тела», поэтому на у ...