1. Урок организации учебной дискуссии.
2. Интегрированный урок.
3. Урок с дидактической игрой.
4. Урок - деловая игра.
5. Урок - ролевая игра.
6. Урок - лекция.
7. Урок - семинар.
Урок организация учебной дискуссии
Одним из компонентов технологии развивающего обучения является особым образом организованное общение. Такой формой общения может быть учебная дискуссия. Многие учителя фактически заменяют самоорганизацию детей прямым управлением. Некоторые сводят дискуссию к обмену вопросами и ответами между учителем и учениками или смешивают ее с полемикой.
Что же такое учебная дискуссия?
Учебная дискуссия являет собой целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истин, причем каждый из присутствующих по-своему участвует в организации этого обмена идеями. Важно, что организуется поиск нового знания-оценки, ориентира для последующей самостоятельной работы. Для проведения дискуссии класс может делиться на подгруппы от 5 до 10 человек. Чем больше учащихся приучаются мыслить, исходя из контрастных сопоставлений, тем значительнее становится творческий потенциал.
Дискуссия уступает по эффективности изложению, передаче информации, но продуктивна при этом для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентации. Среди факторов углубленного усвоения материала в ходе дискуссии выделим следующие:
- обмен информацией;
- стимулирование разных подходов к одному и тому же предмету, явлению;
- сосуществование несовпадающих мнений и предложений;
- возможность отвергать любое из высказываемых мнений;
- побуждение участников к поиску группового соглашения.
Дидактические цели и типы дискуссий
Дискуссию не следует проводить, если решения заранее известны учителю и могли бы излагаться обычным способом. Проблемность является обязательным дидактическим ориентиром.
Последовательность этапов группового обсуждения проблемы:
- поиск и определение проблемы (затруднения), решаемые групповыми методами (путем выработки общего подхода, достижения согласия);
- формулировка проблемы в ходе группового анализа, обсуждения;
- анализ проблемы;
- попытки найти решение проблемы (они могут представлять собой процесс, включающий обсуждение, сбор данных, привлечение дополнительных источников информации и т.д. Группа делает предварительные выводы, проводит сбор мнений и т.д., продвигаясь к согласию);
В ходе традиционного, обычного урока может быть "эволюционный" переход к дискуссии:
а) дискуссия с преподавателем в роли ведущего;
б) дискуссия с учащимися в роли ведущего;
в) дискуссия без ведущего (самоорганизующаяся).
Формы дискуссии
В педагогической практике получили распространение также свернутые формы дискуссии:
1. "Круглый стол" - беседа, в которой на равных участвуют все участники небольшой группы учащихся. Происходит обмен мнениями как между ними, так и с остальной частью класса.
2. "Заседание экспертной группы" - обычно группа учащихся с заранее назначенным председателем вначале обсуждает проблему в группе, а затем излагает свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с кратким сообщением по проблеме обсуждения.
3. "Форум" - обсуждение, похожее на "заседание экспертной группы", в ходе которой эта группа обменивается мнениями с классом.
4. "Судебное заседание" - обсуждение, имитирующее судебное слушание дела.
5. "Дебаты" - формализованное обсуждение, построенное на заранее фиксированных выступлениях участников двух соперничающих групп (команд). Обсуждение начинается с выступления представителей от каждой из сторон, после чего трибуна предоставляется участникам для вопросов и комментариев.
Подготовка дискуссии, создание временных групп
Среднее число участников групп - 6 человек. Разбивка класса на группы проводится на ограниченное время (5-6 мин.). Группам ставятся задачи, направленные на подготовку базы для следующего этапа учебного процесса.
Задачи временных групп:
- подготовка общеклассной дискуссии;
- возможная переформулировка темы дискуссии, если она зашла в тупик;
- выбор варианта дискуссии или переход к планированию практических заданий, проектов и т.д.;
- проведение "мозговой атаки";
- обмен мнениями, личным опытом;
- постановка вопросов, проблем для предстоящего учебного исследования или общеклассной дискуссии;
- выявление и обсуждение возникающих расхождений. Работая с малыми временными группами, необходимо помнить о цели, времени, итогах. Группы должны знать, какого рода результат ожидается от их обсуждения. Внутри групп назначается ведущий, выбирается докладчик. Иногда на доске (или с помощью кодоскопа) записывается перечень предложений или основных идей.
Другая информация:
Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся». Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В ...
Особенности логопедических занятий с детьми раннего
возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять ...
Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения
с родителями
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Основа взаимодействия классного руководителя и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Работа с родит ...