Материалы » Инновационные технологии в обучении географии » Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения

Страница 3

Третий этап (доказательство гипотезы). Поиск путей доказательства гипотезы требует изменения проблемного задания. Теперь ученики должны ответить на вопрос: «Каким образом осуществляется сток из озера Чад?» Ответ на этот вопрос требует актуализации полученных ранее знаний. Ребята должны вспомнить, что сток может быть не только поверхностным, но и подземным: временным и постоянным. Следовательно, гипотеза подкрепляется следующими конкретными положениями: 1) временный поверхностный сток из озера возможен в период дождей; 2) возможен временный или постоянный подземный сток из озера; 3) возможно и то и другое вместе.

В зависимости от сложности решаемой проблемы само доказательство может быть дано или учителем, или учащимися. В нашем случае высказывания школьников должны быть дополнены учителем, так как у школьников нет достаточных знаний для исчерпывающего ответа на этот вопрос. А объяснение того, что озеро Чад — пресное, может быть таким: по одной из версий подземный сток осуществляется во впадину Воделе, которая в прошлом входила в пределы озера Чад, имевшего значительно большие размеры, чем в настоящее время; согласно второй версии, сток осуществляется в сторону разлома, пересекающего бассейн реки Нигер. Вместе со школьниками рассматривается возможность стока из озера в период дождей.

Четвертый этап (общий вывод). Решение проблемы заканчивается общим выводом, в котором углубляются и расширяются знания школьников о причинах засоленности воды в озерах.

Расширенное обсуждение проблемных заданий необходимо проводить несколько раз в течение каждого учебного года.

Ценными результатами использования технологии проблемного обучения являются: 1) осознание детьми характера своей умственной деятельности; 2) формирование у них умений творчески мыслить, выдвигать и проверять гипотезы; 3) активное вовлечение большинства учащихся в процесс решения проблем.

Исследования психологов показали, что для умственного развития школьников самостоятельное составление нестандартных вопросов является даже более эффективным, нежели решение проблем, предложенных учителем. Поэтому с начального курса географии рекомендуется учить детей самостоятельно придумывать нестандартные вопросы и задания, на которые нет прямого ответа в тексте учебника. Такую работу они выполняют с большим интересом.

Мировой опыт показывает, что в настоящее время в рамках проблемного обучения уже недостаточно использовать только проблемы академического характера, заимствованные из науки и адаптированные к возможностям учащихся. Необходимо, чтобы ребята встречались с проблемными ситуациями, которые лежат в области их непосредственных интересов, являются для них лично значимыми. Такие проблемы получили наименование реальных проблем, а проблемное обучение с их использованием — реальное проблемное обучение.

Реальные проблемы допускают наличие двух или более возможных вариантов решения, что чаще всего встречается и современной жизни. Их решение требует применения системы исследовательских процедур, начиная от сбора данных и заканчивая их анализом и построением обобщений. Кроме того, решение реальной проблемы завершается практическими предложениями или даже попыткой внедрить результаты проведенного исследования в жизнь.

В зарубежной методической литературе выделяются следующие критерии оценки реальных учебных проблем: 1) проблемы должны соответствовать потребностям и интересам конкретной группы учащихся; 2) проблемы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся; 3) при выборе учебных проблем необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников; 4) в отборе учебных проблем, в разработке плана действий и способов их решения должны принимать участие сами учащиеся; 5) намеченная проблема должна допускать выбор путей решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения; 6) выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия целого класса или большой группы учащихся, затраченные на ее решение; 7) учебные проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса; 8) при выборе проблем должно учитываться наличие источников информации, необходимых для их анализа; 9) выбранные реальные проблемы зачастую могут не вписываться и рамки географии и нуждаться в интегрированном подходе.

Приведем пример решения реальной проблемы «Как проехать?», которая рассматривается в школах США. Как и при решении традиционных проблем, методика решения реальных проблем состоит из нескольких этапов.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Трудовая деятельность как фактор воспитания личности умственно отсталого дошкольника
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...

Человек как предмет педагогической антропологии
Педагогическая антропология – это наука о развитии ребенка, его воспитании. Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо прежде всего разобраться с тем, что такое человек, ...

Методика организации лабораторно-практической работы
Учебная педагогическая практика организуется в рамках учебного процесса, согласно учебного плана по специальности «Технология и предпринимательство», и направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности. Главное содержание учебной педагогической практики сост ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru