1. Научно-теоретический уровень урока. Место данного урока в формировании мировоззрения учащихся. Правильное сочетание обучающих, развивающих и воспитательных целей урока. Правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.
2. Пути и средства, обеспечивающие развитие познавательных способностей школьников. Постановка учебной проблемы. Система познавательных задач. Выдвижение учащимися гипотез и обоснование правильности способа решения. Соотношение самостоятельной и коллективной работы.
3. Разнообразие источников знаний. Школьная лекция, объяснение материала, беседа, учебное кино, работа над учебником и дополнительной литературой.
4. Актуализация у учащихся ранее приобретенных знаний, связь обучения с жизнью.
5. Организация самостоятельной работы учащихся. Объем, характер, виды, последовательность работы.
6. Приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся.
7. Методы получения обратной информации. Контрольные занятия. Программированный опрос.
8. Учет знаний и оценка.
9. Осуществление на уроке индивидуального подхода.
10. Объем и характер домашнего задания.
11. Структура урока и ее целесообразность.
Примерный перечень задач урока
1. Дидактические задачи:
- обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) основных понятий, теорий, фактов (конкретно);
- сформировать (продолжить формирование, закрепить) умения, общеучебные умения, навыки (например, составлять план проведения опыта), навыки самоконтроля и др.
2. Воспитательные задачи:
- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей, воспитанию гражданственности;
- обеспечивать гуманистический характер обучения, приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья, свободного развития личности.
3. Задачи развития:
- развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
- развивать самостоятельность и волю школьников, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания, дискуссии, самостоятельное составление задач;
- развивать эмоции учащихся, создавать на уроках эмоциональные ситуации удивления, радости, занимательности, использовать яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства ученика;
- развивать познавательный интерес школьников.
4. Побудительные - формировать потребности в дополнительном, послеучебном познавательном труде.
5. Организующие - преднамеренная выработка у учащихся рационального общего и индивидуализированного стиля учебного труда.
Урок - загадка, учитель - загадчик, а человек, разбирающий урок, кто бы, он ни был, должен быть разгадчиком.
С. Соловейчик
Основные этапы урока
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней психологической готовностью учащихся к уроку. Постановка триединой задачи
2. Проверка домашнего задания.
3. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
4. Постановка мини - цели занятия перед учащимися.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
6. Первичная проверка понимания.
7. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
9. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
10.Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем и учащимися, оценка знаний.
11. Домашнее задание к следующему уроку.
12. Подведение итогов урока. Результативность
Общеучебные умения, формируемые на уроке
I. Поисково-информационные учебные умения
Пользоваться справочной литературой (энциклопедическими словарями, библиотечно-библиографическими справочниками); работать с каталогами, картотеками, оглавлением; умение пользоваться печатными и аудиовизуальными средствами информации и т.д.
II. Собственно психологические умения
Слушать учителя, внимательно читать, адекватно воспринимать разнообразную учебную информацию; умение запоминать увиденное, прочитанное, услышанное, учебный материал; умение осознавать и самостимулировать учебную деятельность и т.д.
Другая информация:
Триз как педагогическая технология
Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) - это наука о развитии систем и об эффективном мышлении вообще, в любой области творчества. Еще ТРИЗ называют прикладной диалектикой, а иногда называют: Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие ТРИЗовского мышления от ...
Анализ результативности работы по внедрению
авторских программ и технологий в дошкольных образовательных учреждениях МОУ
ФДВ за 2007-2008 учебный год
Анализируя результативность работы авторских программ и технологий необходимо отметить, что данный процесс реализовывался в соответствии с разработанной структурой инновационного процесса внедрения авторских разработок в практику работы ДОУ Мотовилихинского района г. Перми. В связи с этим технологи ...
Классификация
учреждений дополнительного образования, их характеристика
Выделяют следующие виды учреждения дополнительного образования: Центр, школа дополнительного образования, Дворец (Дом), клуб, станция, детский парк и др. Рассмотрим классификацию учреждений дополнительного образования подробнее. Центр, как учреждение дополнительного образования,– многопрофильное и ...