Материалы » Изучение фразеологии в средних классах » Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену по Бабайцевой В.В

Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену по Бабайцевой В.В

Страница 3

- Зимой мы встречались от случая к случаю.

- Осталось решить задачу, и дело с концом.

Для справок: порой да временем, счет не берет, как с горы, и дело в сторону. Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознавать самобытность родной культуры, ее значимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой, вызвать интерес учащихся к живой, звучащей речи народа родного края.

27. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл. Вы не слушайте Сережу: он всегда из мухи слона делает. – вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Ольга проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бит баклуши, пропустить мимо ушей.

28. Прочитайте текст. Найдите фразеологизмы. Игровая форма: “кто больше найдет фразеологизмов?”

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.

- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…

Буслаев Ф.И. писал: “Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого”.

Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценным членом общества.

Найти человека, который бы не зная, не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же они нам нужны.

Что же такое фразеологизм? Это устойчивые выражения, которое в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Сравним словосочетания:

1. Профессора слушали очень внимательно. – Профессора слушали затаив дыхание.

2. Над этим стоит подумать. – Над этим надо пораскинуть мозгами.

3. Они разговаривали. – Они точили лясы.

Вторые предложения в этих парах дают больше информации, а именно:

1) Мы понимаем, что лекция профессора была действительно интересна;

2) Проблема, стоящая перед тем, кто собрался пораскинуть мозгами, действительно того стоит;

3) Разговоры, которые можно назвать точением лясов, пустые и бессмысленные.

Отсюда можно сделать вывод: фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

Главная особенность фразеологизма в том, что по своим свойствам они не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить. Например, мы не можем сказать: на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа.

С одной стороны получается, что фразеологизмы ограничивают творческие возможности языка, а с другой – они позволяют заменить одной емкой фразой многословное предложение. Одно дело сказать: “на него все махнули рукой”.

И совсем другое – долго объяснять, что все перестали обращать внимание на слова и поступки определенного человека.

Фразеологизмы нужны на все случаи жизни. Общение между людьми преследует 2 цели:

- передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями.

Именно поэтому второй цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни.

Это многообразие используется как в разговорной речи, так и во всех остальных стилях: художественном, публицистическом и научном. Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А как известно, человека хлебом не корми – дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Понятие диалог и различные подходы к изучению диалогической речи
Слово диалог происходит от греческого dialogos и состоит из двух частей: приставки dia "сквозь, через" (а не два, как принято считать) и корня logos "слово, значение, речь". Первую часть термина можно интерпретировать как «сквозное движение, проникновение, размежевание, разделен ...

Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis – устный, словесный). Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устно ...

Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видет ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru