Межгрупповой диалог
В каждой группе распределяются роли-функции. "Аналитик" задает вопросы участникам группы по ходу обсуждения, подвергая сомнению идеи, формулировки. Протоколист" фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же обычно выступает с "позицией" от всей группы. "Наблюдатель" оценивает участие каждого члена группы на основе заданных учителем критериев.
Порядок работы класса при этом таков:
а) постановка проблемы;
б) разбивка участников на группы, распределение ролей, пояснения учителя о том, что ожидается от участников дискуссии;
в) обсуждение проблемы в малых группах;
г) представление результатов обсуждения всему классу;
д) продолжение обсуждения и подведение итогов.
Начало дискуссии
Рассадить всех участников так, чтобы каждый мог видеть лица других.
Приемы, введения в дискуссию:
- изложение проблемы и описание конкретного случая;
- ролевая игра;
- демонстрация фильма или видеозаписи, иллюстративных материалов;
- приглашение экспертов;
- ЭВМ и магнитофонные записи;
- стимулирующие вопросы, типа "что произошло бы, если бы .?" и т.д.
Руководство ходом дискуссии
Учитель руководит дискуссией при помощи вопросов, не требующих однозначного ответа.
Продуктивность сбора идей повышается, если учитель:
- дает время на обдумывание ответов;
- не допускает двусмысленных вопросов;
- не игнорирует ни одного ответа;
- меняет ход рассуждения (например, вопрос: "Какие еще факторы могут оказывать влияние?" и др.);
- проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы;
- побуждает учащихся к углублению мысли (например:
"Итак, у тебя есть ответ, как ты к нему пришел?") и др.
Ход дискуссии
В проведении учебных дискуссий значительное место принадлежит созданию атмосферы доброжелательности и внимания к каждому. При этом воздерживайтесь от какого бы то ни было - скрытого или тем более открытого -одобрения или неодобрения. Репликами проясняйте утверждения.
Важным условием руководства обсуждением является фокусирование внимания и мыслей участников на обсуждаемых вопросах. Иногда можно заметить: "Кажется, мы отошли от темы дискуссии ."
При продолжительном обсуждении проводится промежуточное подведение итогов дискуссии. И тогда вступает "протоколист", подводит итоги обсуждения на текущий момент, чтобы класс лучше сориентировался в ходе дальнейшего обсуждения.
Подведение текущих итогов обсуждения учителем:
- резюме по основной теме;
- обзор представленных" данных, сведений;
- суммирование того, что уже обсуждено, и предъявление вопросов, подлежащих дальнейшему обсуждению;
- переформулирование, пересказ всех сделанных к данному моменту выводов;
- анализ хода обсуждения.
Общий итог должен стать ориентиром для перехода к изучению следующей темы.
Более подробно об учебной дискуссии Вы можете прочитать в публикациях М.В. Кларина, в т.ч. в журнале "Мир образования", №1, 1996г.
Интегрированный урок
Интеграция дает возможность, с одной стороны, показать учащимся "мир в целом", а с другой, - высвобождаемое учебное время использовать для осуществления профильной дифференциации в обучении, особенно в старших классах.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных и межпредметных связей в усвоении основ наук. Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов.
Форма проведения интегрированных уроков самая разная: семинары, конференции, путешествия и т.д.
Наиболее общую классификацию интегрированных уроков можно представить по способу их организации:
- конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных предметов;
- конструирование и проведение урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим "родственным" дисциплинам;
- создание на этой основе интегрированных тем, разделов и, наконец, курсов.
Урок с дидактической игрой
Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием четко поставленной цели обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов, игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результаты игры.
Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.
Другая информация:
Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...
Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...
Элективные курсы в образовательной области «Математика»
Среди школьных предметов математика занимает совершенно особое место. В середине прошлого века в старших классах отечественной школы много внимания и как следствие учебного времени уделялось математике. Специфика преподавания математики в старших классах во многом определяется тем, что экзамен по м ...