Материалы » Организация деятельности педагога над проблемной темой

Организация деятельности педагога над проблемной темой

В методическом указании приводятся рекомендации по организации научного исследования по психолого-педагогической тематике. Методические рекомендации адресованы студентам, магистрантам, учителям, разрабатывающим проблемную тему.

Настоящие методические рекомендации адресованы педагогам, магистрантам и студентам, осуществляющим психолого-педагогические исследования. Настоящими рекомендациями могут воспользоваться и старшеклассниками, работающими над научными проектами.

В ходе работы над проблемной темой необходимо выполнить следующие действия:

Определить тему психолого-педагогического исследования.

Обосновать ее актуальность:

социальную;

психолого-педагогическую;

практическую.

Определить логическую структуру психолого-педагогического исследования и его научный аппарат (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования).

Раскрыть основную идею, методологические основы, теоретическую и практическую значимость и новизну исследования.

Указать этапы, методы работы над темой.

Определить сущность и содержание понятия, характеризующего исследуемое явление, построить «дерево» понятий. Четко выделить признаки понятия.

Разработать программу диагностического «среза».

Составить примерный план опытно-педагогической работы по развитию (совершенствованию, коррекции) исследуемого явления.

Было время, когда школу, практику обучения и воспитания во многом противопоставляли науке, научному поиску. Наука, дескать, непрерывно ищет, борется против всякого застоя и окостенения, ей присуще творческое начало, а школа берет только устойчивое, бесспорное, отстоявшееся.

На сегодняшнем этапе развития школы каждый учитель, настоящий и будущий, непременно сталкивается с необходимостью осуществлять педагогически грамотно научное исследование, непосредственно связанное с его профессиональной деятельностью.

Работе над проблемной темой предшествует длительный этап ее теоретического осмысления.

Для того чтобы работа над проблемной темой носила действительно научный, исследовательский характер, а не была бы формальной, необходимо соблюдение ряда требований:

Уясните, в чем главная проблема, ее практический и общественный смысл.

Обдумайте и обсудите с другими, является ли данная проблемная тема достаточной значимой в теоретическом и (или) практическом смысле, чтобы затратить усилия на работу над ней, нет ли уже готовых аналогов решения этой проблемы, не является ли она частью другой, более общей (какой именно, есть ли решение этой общей проблемы?).

В зависимости от предыдущего ответа, обдумайте: Ваша работа будет носить теоретико-прикладной или практически-прикладной характер, а затем решите, располагаете ли Вы достаточными ресурсами (знаниями, источниками дополнительной информации, базой проведения исследования) для осуществления работы над проблемной темой в приемлемые сроки.

Формулировка Вашей темы исследования должна обязательно содержать проблему и указывать на конкретные действия (деятельность) в области исследования.

Не рекомендуется формулировать тему в виде назывного предложения. Например: «Агрессия подростков» или «Проблемное обучение». Возникает вопрос: «А зачем это нужно? Что будет исследователь конкретно изучать?», т.е. круг вопросов, подлежащих рассмотрению, может быть очень широк и неконкретен.

Название темы лучше начинать с отлагательного существительного («Выявление…», «Установление…», «Подготовка…», «Организация…», «Конструирование…», «Коррекция…» и т.д.), которое конкретизирует область исследования.

Другая информация:

Природа в музыке
В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отно ...

Методика обучения аудированию на иностранном языке на старшем этапе в средней общеобразовательной школе
На данном этапе обучения аудированию постепенно увеличивается не только длительность звучания текстов и количество незнакомых слов, но и меняется их характер. На старшем этапе обучения это уже не только рассказы, но и лекции, интервью, репортажи, выступления. Тексты для аудирования уже используются ...

Понятие элективных курсов в системе образования
Элективные курсы отличаются тем, что из предложенного их набора ученик может выбрать те, которые ему интересны или нужны. Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Такие курсы обычно предназначаются для профильной дифференциации обучени ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru