Материалы » Организация деятельности педагога над проблемной темой » Этап работы над проблемной темой

Этап работы над проблемной темой

Выделите основную идею, на которую Вы будете опираться при проведении исследования;

Укажите документы, постановления государства, Правительства, философские, педагогические учения, которые послужат основой исследования;

Опишите научную новизну и теоретическую значимость исследования (что нового в области теории Вы предполагаете разработать, обосновать, выявить и т.д.).

Раскройте практическую значимость работы (что будет создано, кем и где может быть использовано);

Спланируйте этапы работы над темой (теоретическое изучение и анализ состояния проблемы, разработка программ диагностики, состояния исследуемого явления, составление программ опытно экспериментальной работы, ее реализация и др.);

Опишите методы, соответствующие каждому из этапов.

V этап. Составление первичного представления об исследуемом явлении

Первичное представление об исследуемом явлении можно получить двумя путями:

изучить соответствующую литературу и провести ее анализ с учетом Вашей темы исследования;

построить «дерево» понятий.

Построение «дерева» понятий помогает Вам более оперативно увидеть связи и отношения между системой понятий, заметить признаки, характеризующие основные понятия.

Мы хотим подчеркнуть, что построение «дерева» понятий позволяет получить только первичное представление о сущности исследуемого явления, и потому требует дальнейшей работы и критического анализа соответствующей литературы.

Принцип построения «дерева» понятий состоит в следующем:

Выбираете ключевое понятие (словосочетание) темы;

Найдите в словарях (философском, психологическом) определение понятия;

Из определения выберете ключевые понятия, в свою очередь, каждому из них найдите свое определение;

Вновь выберите ключевые слова и т.д.

Составьте схему, которая будет выглядеть следующим образом:

и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д.

Рис.2 Схема «дерева» понятий

Продолжайте процесс построения «дерева» понятий до тех пор, пока не сможете дать рабочего определения основному понятию, четко выделив основные его признаки проявления.

Помните, чтобы дать определение понятию, то его нужно подвести под общее и указать отличительные признаки.

Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:

Проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков»

После построения «дерева» понятий мы получили следующее рабочее определение: Нравственная культура учащихся – интегрированное качество личности, которое характеризуется:

знанием нравственных норм;

умением взаимодействовать с природой и людьми,

нравственным самосовершенствованием.

Мы не случайно употребили термин «рабочее определение», тем самым подчеркивая, что в процессе работы над различными источниками, определение может претерпеть изменение: могут появиться дополнительные признаки, либо ряд из них будут откорректированы.

Составление «дерева понятия» лишь первый шаг в определении и раскрытии сущности исследуемого явления (процесса). Работа с различными научными источниками позволит Вам уточнить Ваше представление о том, что Вы подвергаете исследованию.

Другая информация:

О состоянии дошкольного образования Мотовилихинского района г. Перми за 2007-2008 годы
Мотовилиха неоднократно меняла свой статут: вначале это был район г. Перми, потом самостоятельный районный центр и поселок городского типа, преобразованный в город Молотов 3 октября 1938 года. Указом Президиума Верховного Совета СССР ЦКВКП (б) город Молотов вошел в состав Перми как Мотовилихинский ...

Характеристика авторской школы Фролова
Любая деятельность состоит из трех частей: ориентировочно-мотивационной операционально-исполнительной рефлексивно-оценочной Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и четкой цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых дей ...

Пробуждение интереса к классической литературе
Новые идеи, семена которых были заложены в самом средневековье, должны были получить ясное обозначение и развитие, когда к прежним условиям прибавилось, в 15-м веке, еще одно,—по видимым последствиям, самое важное. Мы разумеем возникшее увлечете греческой и, вообще, классической литературой, и, пож ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru