Материалы » Игрушка как социокультурное явление » Игрушки из глины

Игрушки из глины

Обилие рек с обрывистыми берегами, глинистые почвы в Нечерноземье, поля, прорезанные оврагами, давали возможность без особого труда добывать глину и иметь чистый речной песочек для смешивания с глиной, чтобы она стала более пластичной. Обычно с осени глина заготавливалась на долгий зимний период, свободный от земледельческого труда, когда крестьянин занимался изготовлением предметов быта для себя и на продажу для получения дополнительного заработка.

Гончарство, как область человеческой деятельности, у всех народов было испокон веков. Оно насчитывает тысячелетия своего существования. Посуда, утварь, ритуальные предметы и многое другое у разных народов создавалось из глины. Этот податливый благородный материал в умелых руках мастера превращался в удивительно разнообразные вещи – от греческих амфор до венецианской майолики. А игрушка всегда присутствовала в работе гончара, как потешная забава, сделанная для того, чтобы порадовать детей.

Лепились игрушки быстро, спорно, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись так же была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и обзорном строе игрушки. При создании игрушки обязательно учитывалось ее предназначение для детской игры. Обобщенный условный образ будил детскую фантазию, дети «домысливали» игрушку по-своему в зависимости от игровой ситуации. Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Их роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части.

Именно в этих простых, непритязательных, «несерьезных» предметах – игрушках для забавы – мастера могли проявить подлинное творчество. Внутренняя непрактичность игрушки позволяла мастерам проявлять собственную фантазию, выражать свои эмоции, представления о мире, природе, людях. При этом создавая игрушку, народный мастер решал непростые задачи соответствия формы и содержания – причем делал это, используя минимум средств, работая как скульптор, и как художник.

Другая информация:

Рисование как средство эмоционально-эстетического воспитания
Целенаправленные занятия рисованием представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются неотъемлемой частью всестороннего развития учащихся и активно содействуют этому развитию. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации пол ...

Понятие детского коллектива в психолого-педагогической литературе
В отечественной педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым ...

Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru