Материалы » Игрушка как социокультурное явление » Игрушки из глины

Игрушки из глины

Обилие рек с обрывистыми берегами, глинистые почвы в Нечерноземье, поля, прорезанные оврагами, давали возможность без особого труда добывать глину и иметь чистый речной песочек для смешивания с глиной, чтобы она стала более пластичной. Обычно с осени глина заготавливалась на долгий зимний период, свободный от земледельческого труда, когда крестьянин занимался изготовлением предметов быта для себя и на продажу для получения дополнительного заработка.

Гончарство, как область человеческой деятельности, у всех народов было испокон веков. Оно насчитывает тысячелетия своего существования. Посуда, утварь, ритуальные предметы и многое другое у разных народов создавалось из глины. Этот податливый благородный материал в умелых руках мастера превращался в удивительно разнообразные вещи – от греческих амфор до венецианской майолики. А игрушка всегда присутствовала в работе гончара, как потешная забава, сделанная для того, чтобы порадовать детей.

Лепились игрушки быстро, спорно, умелыми, отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике игрушек нет ничего лишнего, мешающего при лепке и дальнейшем обжиге. Роспись так же была лаконична и условна, подчеркивая главное в пластике и обзорном строе игрушки. При создании игрушки обязательно учитывалось ее предназначение для детской игры. Обобщенный условный образ будил детскую фантазию, дети «домысливали» игрушку по-своему в зависимости от игровой ситуации. Самые архаичные игрушки имеют обтекаемую форму, их лепка сохранила следы рук мастера, для которого руки были и инструментом и мерилом. Их роспись сделана с мудрой простотой, которая не скрывает объем фигурки и подчеркивает ее наиболее заметные части.

Именно в этих простых, непритязательных, «несерьезных» предметах – игрушках для забавы – мастера могли проявить подлинное творчество. Внутренняя непрактичность игрушки позволяла мастерам проявлять собственную фантазию, выражать свои эмоции, представления о мире, природе, людях. При этом создавая игрушку, народный мастер решал непростые задачи соответствия формы и содержания – причем делал это, используя минимум средств, работая как скульптор, и как художник.

Другая информация:

Лекция
Итак, лекция (от лат. lectio – чтение) – систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера; главное звено дидактического цикла обучения. Является традиционной формой для высшей школы, где на её основе форм ...

Перспективы развития системы образования Пензенской области на 2011 год
В 2010/11 учебном году региональная образовательная политика выстраивается в соответствии с задачами развития образования Концепции–2020, основными направлениями развития общего образования, сформулированными в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". Реализация приорит ...

Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru