В процессе написания работы была проанализирована литература по геометрии с целью выявления способа введения материала в 10-11-х классах по данной теме.
такие кривые как парабола и гипербола отдельно не рассматриваются, а эллипс вводится через задачу, в которой учащимся предстоит выяснить, в какую фигуру В учебнике геометрии за 11 класс автора И.М. Смирнова (гуманитарный профиль)переходит окружность при параллельном проектировании.
«Пример Выяснить, какая фигура является параллельной проекцией окружности.
Решение. Пусть F - окружность в пространстве, F' - ее проекция на плоскость к в направлении прямой I. Если прямая I параллельна плоскости окружности или лежит в ней, то проекцией окружности является отрезок, равный диаметру окружности. Рассмотрим случай, когда прямая I пересекает плоскость окружности.
Рис. 2
Пусть AB - диаметр окружности, параллельный плоскости его проекции на эту плоскость. Тогда АВ = А'В'. Возьмем какой, другой диаметр CD и пусть C’D’ - его проекция. Обозначим отношение С’D’: CD через k. Так как при параллельном проектировании сохраняются параллельность и отношение длин параллельных отрезков, то для произвольной хорды C1D1, параллельной диаметру CD, ее проекция С1’D1’ параллельна C’D’ и отношение C1’D1’: C1D1 будет равно k.
Таким образом, проекция окружности получается сжатием или растяжением окружности в направлении какого-нибудь ее диаметра в то же число раз. Такая фигура на плоскости называется эллипсом».
В учебнике по геометрии для 10-11-х классов (профильный уровень) наряду с введением эллипса как и в гуманитарном, предусмотрено расширение курса, в котором рассматриваются кривые: гипербола, парабола и эллипс более подробно. Рассмотрим способ введения каждой из них.
Первой рассматривается парабола, как геометрическое место точек. Далее представлен способ построение с помощью линейки, угольника и нити. Вводится определение оси параболы, как прямая, проходящая через фокус и перпендикулярная директрисе, вводится определение касательной, и доказывается теорема.
Рис. 3
«Пусть А - точка на параболе с фокусом F и директрисой d, AD - перпендикуляр, опущенный на директрису (рис 343). Тогда касательной к параболе, проходящей через точку А, будет прямая, содержащая биссектрису угла FAD».
На основе этой теореме вводится фокальное свойство параболы и рассматривается задача о построении касательной к параболы. В конце материала по параболе предусмотрена небольшая лабораторная работа, в которой учащимся предлагается получить параболу из листа бумаги.
Далее авторы вводят эллипс, также как и парабола, эллипс вводится как геометрическое место точек. Дается определение фокуса и способ построение эллипса с помощью нитки и карандаша. Далее вводится определение касательной к эллипсу, как прямой имеющей одну общую точку с эллипсом, и точку касания, как общую точку и доказывается теорема:
Рис. 4
«Пусть А - произвольная точка эллипса с фокусами F1,F2. Тогда касательной к эллипсу, проходящей через точку А, является прямая, содержащая биссектрису угла, смежного с углом F1AF2.»
Далее авторы вводят фокальное свойство эллипса, и рассматривается задача о построении касательной к эллипсу, решить которую предлагается с помощью циркуля и линейки. И в завершении дается лабораторная работа, в которой предлагается учащимся сделать эллипс из листа бумаги.
Другая информация:
Понятие "неуспеваемость" в
психолого-педагогической литературе
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...
Самоорганизация младших школьников как педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоуправление», «самоорганизация», «самореализация», «самодеятельность», «самоконтроль», «самооценка», «самовнушение», «саморазвитие». В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается пе ...
Музыка как средство всестороннего развития детей
Традиционно музыка рассматривается как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития детей. Менее изучен аспект, связанный с воспитанием их умственной активности. Теоретические предпосылки данной проблемы прослеживаются в трудах философов Аристотеля, Демокрита, Пифагора ...