Материалы » Направления и формы воспитательной работы в Православной церкви » Понятие духовно-нравственного воспитания и его содержание

Понятие духовно-нравственного воспитания и его содержание

Страница 1

Педагогика — наука о воспитании человека, о целенаправленном формировании сознания и поведения, соответствующего сознательным установкам. Педагогика рассматривает цели, задачи, методы воспитании. Поведение человека, его жизненные установки, его душевные качества формируются в соответствии с теми целями, которые ставит сознание. А значит, в педагогике имеет ключевое значение система ценностей. Педагогика обращается к человеческой душе. Отсюда можно вывести предположение, что именно религиозная педагогика может поставить истинные цели для развития души ребенка. Рассмотрим ключевые понятия педагогики и их христианскую трактовку: воспитание, образование, просвещение.

Известный русский педагог И. Скворцов в “Записках по педагогике” говорит: “Слово “воспитание” слагается из слова: “питание” (снабжение организма пищею, необходимою ему для развития) и приставки “вос” (вверх, в вышину) — питание ребенка до достижения им полного возраста. Так как человек состоит из тела и души, и последняя составляет величайшую часть человеческого существа, то и слово “воспитание” применяется главным образом к духовному развитию человека”. Следовательно, смысл воспитания и его методы зависит от смысла человеческой жизни. Чтобы воспитание было гармоничным, нужно найти его основы и конечную цель. Для христианского же переживания и видения действительности эти основы – преимущественно антропологические. Что это значит? «Это значит, что необходимо вернуться к истинной антропологии, … чтобы стало понятно, чем нужно воспитывать и питать это существо, чтобы оно могло постичь свое истинное назначение” (митрополит Амфилохий (Радович).

Слово «образование» произошло от слова – образ. Бог создал человека по Своему образу, т.е. богоподобными. Можно сказать, что образование- это движение от несовершенного к совершенному. В словах Афанасия Великого: “Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом” содержатся основы и цели образования.

“Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Просвещение в христианском понимании и дает представление или осознание того добра или идеала, к которому человек должен стремиться в своем образовании. В западном понимании понятие "просвещение" - это система знаний, изучение наук, законов природы. Разницу эту подчеркивал Иоанн Кронштадтский: “Современное ложное просвещение удаляет от истинного света, а не приближает к нему. А без Христа тщетно все образование”. Изучение наук без понятия об истинном добре, о нравственности и чистоте не пойдет на пользу человеку. Все его научные исследования могут, в этом случае, послужить во вред человечеству (пример этому – с одной стороны технический прогресс, с другой – экологические проблемы; новые виды оружия). Христианская педагогика призвана помочь детям найти в себе и укрепить волю к поиску «истинного добра».

«Культура», «религия», «духовность», «нравственность» - базовые понятия , определяющие духовно-нравственное воспитание.

Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя бытовую и производственную сферы. Духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу, миру, людям. Таким образом, духовная сфера направляет культуру.

Понятием «духовность» традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, вере.

Само слово «религия» буквально переводится с латинского как «святыня», «набожность», «благочестие» - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для всей общечеловеческой культуры именно религия является культурообразующим фактором. К сожалению, для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта. В сознании и жизни большинства людей она является внешним элементом традиционной, социальной культуры.

В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Страницы: 1 2

Другая информация:

Формы и методы работы по развитию музыкального мышления младших школьников на уроках музыки
Результаты первоначальной диагностики уровня развитости музыкального мышления младших школьников показали, что у детей данной возрастной категории данное качество недостаточно развито (высокий уровень в обеих группах представлен лишь 20-30% учащихся). Это свидетельствует о недостаточно развитом чув ...

Специфика образовательного сервиса на современном этапе
Образовательный сервис на современном этапе является одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Родоначальником современной системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие, по праву считается Ян Амос Коменский. Изменялись формы правления, сходил ...

Дисциплина средневековой школы
Так как схоластическое обучение, и по составу предметов, и по языку, и по чуждым самодеятельности ученика приемам, не представляло интереса и не согласовалось с законами развивающегося, юношеского духа, то оно могло основываться только на строгой дисциплине. Вместе с тем, обучение это не могло имет ...

Разделы

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru