Материалы » Направления и формы воспитательной работы в Православной церкви » Понятие духовно-нравственного воспитания и его содержание

Понятие духовно-нравственного воспитания и его содержание

Страница 1

Педагогика — наука о воспитании человека, о целенаправленном формировании сознания и поведения, соответствующего сознательным установкам. Педагогика рассматривает цели, задачи, методы воспитании. Поведение человека, его жизненные установки, его душевные качества формируются в соответствии с теми целями, которые ставит сознание. А значит, в педагогике имеет ключевое значение система ценностей. Педагогика обращается к человеческой душе. Отсюда можно вывести предположение, что именно религиозная педагогика может поставить истинные цели для развития души ребенка. Рассмотрим ключевые понятия педагогики и их христианскую трактовку: воспитание, образование, просвещение.

Известный русский педагог И. Скворцов в “Записках по педагогике” говорит: “Слово “воспитание” слагается из слова: “питание” (снабжение организма пищею, необходимою ему для развития) и приставки “вос” (вверх, в вышину) — питание ребенка до достижения им полного возраста. Так как человек состоит из тела и души, и последняя составляет величайшую часть человеческого существа, то и слово “воспитание” применяется главным образом к духовному развитию человека”. Следовательно, смысл воспитания и его методы зависит от смысла человеческой жизни. Чтобы воспитание было гармоничным, нужно найти его основы и конечную цель. Для христианского же переживания и видения действительности эти основы – преимущественно антропологические. Что это значит? «Это значит, что необходимо вернуться к истинной антропологии, … чтобы стало понятно, чем нужно воспитывать и питать это существо, чтобы оно могло постичь свое истинное назначение” (митрополит Амфилохий (Радович).

Слово «образование» произошло от слова – образ. Бог создал человека по Своему образу, т.е. богоподобными. Можно сказать, что образование- это движение от несовершенного к совершенному. В словах Афанасия Великого: “Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом” содержатся основы и цели образования.

“Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир”. Просвещение в христианском понимании и дает представление или осознание того добра или идеала, к которому человек должен стремиться в своем образовании. В западном понимании понятие "просвещение" - это система знаний, изучение наук, законов природы. Разницу эту подчеркивал Иоанн Кронштадтский: “Современное ложное просвещение удаляет от истинного света, а не приближает к нему. А без Христа тщетно все образование”. Изучение наук без понятия об истинном добре, о нравственности и чистоте не пойдет на пользу человеку. Все его научные исследования могут, в этом случае, послужить во вред человечеству (пример этому – с одной стороны технический прогресс, с другой – экологические проблемы; новые виды оружия). Христианская педагогика призвана помочь детям найти в себе и укрепить волю к поиску «истинного добра».

«Культура», «религия», «духовность», «нравственность» - базовые понятия , определяющие духовно-нравственное воспитание.

Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя бытовую и производственную сферы. Духовная представлена идеологией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу, миру, людям. Таким образом, духовная сфера направляет культуру.

Понятием «духовность» традиционно обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, вере.

Само слово «религия» буквально переводится с латинского как «святыня», «набожность», «благочестие» - жизнь по совести, в соответствии с заповедями Божиими. Для всей общечеловеческой культуры именно религия является культурообразующим фактором. К сожалению, для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта. В сознании и жизни большинства людей она является внешним элементом традиционной, социальной культуры.

В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Под «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Страницы: 1 2

Другая информация:

Методическая схема изучения функций. Изучение функций в классе функций
Методические схема изучения функции. 1. Рассмотреть подводящую задачу, с помощью которой мотивируется изучение новой функции. 2. На основе математизации эмпирического материала сформулировать определение функции (сообщить формулу). 3. Составить таблицу значений функции и построить "по точкам&q ...

Практическое исследование социально – педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению
Исследование проводилось на базе Муниципального Учреждения Дополнительного Образования детей – Детском Доме Творчества (МУДОд – ДДТ) г. Аркадака Саратовской области, среди подростков, занимающихся в детском доме творчества. Всего в количестве 3 человек. Возраст детей 14–15 лет. Критериями отбора по ...

Природа в музыке
В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, описания, изображения, мощным источником вдохновения, того или иного настроения, эмоции. Очень часто человек стремился выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней. Можно вспомнить Пушкина с его особым отно ...

Разделы

Copyright © 2017 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru