В Древней Греции система воспитания была направлена на формирование гармонически развитой личности, идеалом являлся физически здоровый человек, воспитание которого не мыслилось без физических упражнений. В Спарте огромное внимание уделяли физическому развитию. Здоровье будущего ребенка связывалось в первую очередь с физическим совершенством и здоровьем матери, поэтому спартанские женщины занимались физическими упражнениями, как и мужчины. «На древе человеческой цивилизации» спартанская культура и воспитание оказались малоплодородной ветвью: Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника, но неслучайно их традиции физического воспитания, закаливания, охраны здоровья стали предметом подражания молодежи последующих поколений. Более систематические и основательные подходы к охране здоровья детей прослеживаются в педагогических идеях и практике образования Древнего Рима. Квинтилиан в своем главном труде «Ораторское образование» сравнивает ребенка с «драгоценным сосудом», с которым необходимо бережно и уважительно обращаться.
Здоровое семейное воспитание должно оберегать детскую психику. В Древнем Риме окунали ребенка в воду и только после этого давали ему имя. По мнению Квинтилиана, нельзя прибегать к физическим наказаниям, так как это подавляет стыдливость, формирует рабские качества.
Известный философ античности Платон в трактате «Законы» писал о необходимости того, чтобы все вели здоровый образ жизни, провозглашая принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения. Особое внимание он предлагал уделять физическому воспитанию, в частности, спортивным играм, упражнениям и танцам.
Магомет, основатель ислама, настойчиво рекомендовал соблюдать гигиенические требования. В Коране, главной книге верующих ислама, обращается особое внимание на гигиену, на то, что чистота - половина веры. Таким образом, в школах древневосточных и древних античных цивилизаций появлялись зачатки здоровьесбережения учащихся. Организация элементарного учебного процесса, его специфики требовали и в то время, когда еще были незначительными учебные нагрузки, обращать определенное внимание на проблему сохранения здоровья учащихся. Для рассматриваемого периода были характерны:
появление различных способов сохранения физического и психического здоровья обучаемых;
вооружение их первоначальными медицинскими знаниями;
акцентирование внимания на соблюдение элементарных гигиенических установлений;
использование различных физических упражнений, систем, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
первые обоснования необходимости вести здоровый образ жизни.
В практике образования раннего Средневековья причудливо переплетались физическая (варварская) античная и христианская традиции. В Галлии в VIII -V XI вв. идеалом воспитанности считали обладание физическими и интеллектуальными достоинствами. Но в большинстве школ Средневековья на охрану здоровья не обращали особого внимания. В школах царили жестокость и физические наказания: до XI в. учеников били по щекам, губам, носу, ушам, спине, голому телу. В XIV - XV вв. розгу, палку и плеть сменил бич, даже популярный учебник по грамматике назывался «Берегущая спину».
Другая информация:
Язык схоластического образования и школы
Общим языком образования и школы в средние века был и оставался. Все изучалось только на нем и посредством его он был „дверью наук и образования. Естественно, этой дверью образование отделялось от народной массы и, благодаря ей, составляло, в общем, привилегию только некоторых, кто эту дверь открыв ...
Характеристика некоторых педагогических технологий
Как уже было отмечено, начало технологизации педагогической сферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированного обучения. К организации такого обучения предъявляются определенные требования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала на минимальные дозы, нал ...
Образец плана урока с использованием проектной методики для
обучения иноязычному общению в 9 классе средней школы
Topic: "Music of Our Town" T. What is music? Specialists explain it very well: " Music is art of combining sounds that have rhyth, harmony and melody."But music isn't a combination of pleasant sounds only. Can you explain what is music for you? P.1. I think music is beauty in so ...