Размеры фигуры, предлагаемые здесь, отходят от традиционных семи с половиной высот головы и устанавливаются на восьми и трех четвертях для всей высоты фигуры. Принимая высоту головы за единицу измерения для определения пропорций фигуры, получим следующие величины:
1. Передний торс: высотой в три высоты головы, от линии проведенной через плечи до лонной дуги, он делится: а) по базовой линии грудных мышц; б) по линии пупка; в) по линии лонной дуги.
2. Задний торс: высотой в три с половиной высоты головы, от линии, проведенной через плечи до основания ягодиц, он делится: а) по базовой линии лопаток; б) по линии, проведенной через центр наружных косых мышц живота (линия пупка спереди); г) по линии основания ягодиц см. приложение 1, рис. 6.
3. Шея: высотой в половину высоты головы в выпрямленном положении, от кончика подбородка до ямки на шее.
4. Рука: длинной в две и три четверти высоты головы, от ключицы до запястья, она делится у локтя по линии пупка. Запястье находится на положении большого вертела по линии лонной дуги спереди и по линии копчика сзади. Длинна кисти руки добавляет к длине руки три четверти высоты головы; таким образом , общая длинна руки составляет три высоты головы с половиной.
5. Нога: длинной в четыре высоты головы, от большого вертела до верхней внутренней таранной кости, она делится посередине у колена. Ступня добавляет к длине ноги одну четвертую часть высоты головы; таким образом, общая длинна ноги, составляет четыре высоты головы с четвертью.
6. Кисть руки: длинной в три четверти высоты головы, или расстояние от кончика подбородка до линии волос; ширина равна одной четверти ширины головы или расстоянию от основания носа до кончика подбородка см. приложение 1, рис. 2.
7. Ступня: длинна ступни, равна длине предплечья или одной и одной третьей части высоты головы; ширина ступни спереди равна одной половине ширины головы.
Это основные пропорции и размеры, которые необходимо знать при изображении фигуры человека.
Сравнение пропорций фигуры взрослого человека и ребенка
Пропорции ребенка и подростка отличаются от пропорций взрослого
человека. Эти пропорции сложнее и труднее передать на рисунке, ведь они меняются на разных стадиях развития см. приложение 1, рис. 7, 8, 9.
Обратите внимание на пропорции новорожденного. У него очень большая голова, выпяченный живот и короткие ноги. Если разделить все тело на четыре части, то одну часть тела составляет голова, две части приходятся на грудь и живот и еще одну часть составляют ноги. Соответственно, ноги и руки кажутся очень маленькими в сравнении с остальными частями тела.
Голова у ребенка растет медленнее всех остальных частей тела. Самые существенные изменения претерпевают конечности. От полутора до двух лет шкала пропорциональных соотношений тела вырастает от четырех до пяти: одна часть приходится на голову, две части приходятся на ноги и еще две – на руки, а грудь и живот остаются без изменений.
Конечно, все дети растут неодинаково, но в среднем от двух до шести лет шкала пропорциональных соотношений их тела делится на шесть делений: у детей растет нижняя часть тела.
Очень тщательно промоделировал форму с соблюдением всех пропорций художник А.А. Иванов в своем рисунке «Рисунок девочки» .
Хорошо сформированный подросток вписывается в шкалу пропорциональных соотношений из семи делений. Развитие груди и конечностей достигает подростковых размеров и пропорций. В действительности многие подростки и не вырастают больше, чем на семь делений. А в период между половым созреванием и зрелостью развиваются, в конечном счете, только ноги. В соотношении величины ног и заключаются различие подростка и взрослого.
Общие пропорции женской и мужской фигуры
Египетские художники разделили тело человека на 21⅓ части. Единицей измерения служила, длинна среднего пальца руки. Однако эти пропорциональные отношения не учитывали характерных особенностей фигур детей, мужчин и женщин. Если египетский мастер рисовал рядом мужчину и женщину, то изображал их по одному канону, но фигуру женщины делал чуть меньше по размерам. В отличие от египтян древние греки создали свой канон, в котором за единицу измерения была взята голова человека.
Различия тел взрослых мужчин и женщин касаются в основном костной структуры, объема мышечной массы, расположение подкожной жировой ткани.
Не может быть, конечно, абсолютно одинаковых пропорций у всех людей: у людей маленького роста часто бывает крупная голова, а у высоких – небольшая.
Другая информация:
Сущность понятия «лабораторно-практическая работа»
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Свое название он получил от лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторно-практических работ в познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, ...
Научно-исследовательская работа в высшей школе
В вузах Российской Федерации научные исследования направлены на разработку фундаментальных проблем в той области, для которой данный вуз готовит специалистов. Важное место занимают также исследования по проблемам высшей школы, совершенствованию учебного процесса, повышению качества подготовки выпус ...
Пример урока об антропогенном воздействии в результате
войн и вооруженных конфликтов
Предмет: география Класс: 9 - 10 Тема урока: "География вооруженных конфликтов и их экологические последствия" Цель урока: изучение географии современных войн и вооруженных конфликтов и их экологических последствий; Задачи: Изучить географию современных войн и вооруженных конфликтов; Разв ...