\
Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью.
В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы.
Для исследования уровня сформированности навыков самообслуживания мы использовали следующую методику:
Цель: выявить уровни самостоятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта в процессе трудовой деятельности
Исследование особенностей проявления самостоятельности в разных видах труда осуществлялось путем естественно педагогического эксперимента.
Наблюдения проводились в трех видах трудовой деятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой и ручной труд.
Например, при самообслуживании регистрировались умения, которыми обладает ребенок – завязывание шнурков, навыки гигиены. По данным наблюдения выставлялась оценка (балл) – от 1 до 5, который соответствовал уровню развитию самостоятельности.
Конкретно наблюдение проводилось следующим образом:
Во-первых, в условиях коррекционного учреждения №53 проводились непосредственные наблюдения за поведением детей в процессе самообслуживания. То есть, мы наблюдали как дети старшего дошкольного возраста с недостатками интеллекта складывали свои личные принадлежности, одевались, шнуровали обувь и т.д. В процессе наблюдения было установлено, что многие дети не достаточно применяют навыки самообслуживания (об этом подробно ниже).
Во-вторых, проводилось наблюдение за поведением дошкольников в процессе употребления пищи (умение правильно пользоваться столовыми приборами и т.д.)
В-третьих, были организованы мероприятия по уборке помещения группы (убирали игрушки, вытирали пыль и поливали цветы), в процессе которого велось наблюдение за детьми, оценивалась активность детей, принимавших участие в уборке.
В-четвертых, с дошкольниками с нарушением интеллекта проводились занятия по ручному труду, в процессе которых проводилась оценка умений и навыков детей в трудовой деятельности.
Критерии оценки (были использованы материалы Т.А. Марковой с учетом контингента специального коррекционного детского сада) :
1 балл – (низкий) этот уровень характеризуется отсутствием самостоятельности. Так в таком виде труда как самообслуживание дети не приучены складывать свою одежду, не умеют самостоятельно шнуровать ботинки. Ребенок не способен самостоятельно пользоваться вилкой, ножом и т.д. В хозяйственно-бытовом труде – дети не принимают активного участия в уборке, наведении порядка, не предлагают свою помощь воспитателю.
Ручной труд – здесь самостоятельность дошкольника с нарушением интеллекта на очень низком уровне. На занятиях по ручному труду такие дети редко проявляют инициативу.
2 балла – (выше среднего) на этом уровне дети также мало инициативны, однако в вышеперечисленных видах трудовой деятельности, при непосредственном участии педагога начинают проявлять самостоятельность (например, пытаются проявить инициативу – вытереть пыль).
3 балла – (средний) это уровень самостоятельности детей с нарушением интеллекта в трудовой деятельности, так дети вполне могут самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Ребенок способен самостоятельно пользоваться вилкой. Однако ребенку приходится постоянно напоминать об обязанности по самообслуживанию. Также в хозяйственно – бытовом труде, дети уже устанавливают свою тождественность со взрослым человеком и пытаются проявить инициативу.
Другая информация:
Понятие общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Впервые теоретическое обоснование о ...
Упражнение как способ развития лексических навыков
Лексический механизм речи функционирует благодаря взаимодействию операций, осуществляемых с лексическими единицами в процессе ведения беседы, говорения, аудирования, чтения и письма. Эти операции различны в репродуктивных и рецептивных видах речевой деятельности, соответственно различаются между со ...
Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа» определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся». Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых. В ...