Материалы » Методика воспитания двигательных качеств как фактора, влияющего на эффективность игры в нападении баскетболистов 14-15 лет » Возрастные особенности юных баскетболистов

Возрастные особенности юных баскетболистов

Страница 2

При разучивании новых движений очень важно приучать ребят к переменной мощности работы, разнообразным интервалам передвижений и отдыха, к выполнению точных действий в различных условиях и при различной скорости передвижения. Нервная система адаптируется к постоянному переключению мощности, изменению скорости и направлений действий. Даже при разучивании стандартных движений, например штрафных бросков, изменение высоты корзины, её размера, веса и объёма мяча, расстояние до корзины, угла броска привело к резкому улучшению точности бросков у юных баскетболистов с соперниками, которые разучивали эти броски в стандартных условиях.

Особенности опорно-двигательного аппарата.

Подсчитано, что квалифицированный баскетболист за игру пробегает около 4000 м, из них в быстром темпе 600 м с ускорениями по 7 м; 350 раз меняет темп движений; 500 раз изменяет направление; 250 м передвигается с мячом, примерно 80 раз владея им; 50 раз останавливается после бега; выполняет в защите 500 движений ногой и 150 рукой; совершает 260 наклонов туловища, 300 поворотов, 90 прыжков и т.д.

При длительных занятиях баскетболом, особенно при начале занятий в раннем возрасте, наблюдаются значительные изменения двигательного аппарата баскетболистов. Характерно увеличение длины и толщины конечностей, упрочнение костей и связочного аппарата. У баскетболистов особенно увеличивается длина плеча и бедра.

Резкое увеличение длины тела начинается у мальчиков с 12 до 18 лет. Это в основном наследуемый признак, а тренировка оказывает не значительное влияние. Вес тела можно специально регулировать. Он быстро нарастает у юношей с 13 лет. На протяжении всего периода школьного обучения продолжается окостенение различных частей скелета. К 13 годам завершается окостенение запястных и пястных отделов рук, окостенение фаланг пальцев ног приходится к 15-21 году, пальцев рук на 1-2 года позже. Окончательно этот процесс завершается лишь к 25 годам. Недостаточная зрелость опорного аппарата требует особого внимания при организации физического воспитания и спортивной тренировки в подростковом возрасте.

Значительный рост и вес игрока обуславливает большую нагрузку на ноги, что при большом объёме и интенсивности выполняемых -упражнений может приводить к искривлению костей, развитию плоскостопия и травм.

Следует также избегать многократного повторения асимметричных упражнений, так как они ведут к асимметрии конечностей и туловища. Необходимо следить за осанкой, развитием мышечного корсета для укрепления правильного положения скелета.

В возрасте 7-18 лет происходят значительные изменения состава, длины и толщины мышечных волокон. Вес мышц в младшем школьном возрасте (7-12 лет) составляет около 30% веса тела, а к 17-18 годам он нарастает до 44% и более. Это обуславливает соответственно рост мышечной силы. У спортсменов вес мышц может достигать 50% веса тела. У юных спортсменов в мышечных волокнах больше воды и меньше плотного осадка. Они более эластичны, чем мышцы взрослого. Мышцы легче растягиваются и при большой подвижности в суставах обеспечивают большую амплитуду движений (проявление качества гибкости).

В современных условиях неуклонное совершенствование методов спортивной тренировке и рост спортивных результатов требуют разностороннего анализа и научного обоснования изменений, происходящих в организме спортсмена под влиянием физических нагрузок, В спортивных секциях необходимо осуществлять постоянный контроль за всесторонним гармоническим развитием юных спортсменов с одновременным спортивным их совершенствованием.

Известно, что высокий рост спортсменов в сочетании с развитой прыгучестью имеет большое значение в баскетболе. По данным Н.И.Волкова и В.И. Данилова известно о том, что средние показатели длины и веса тела баскетболистов четырёх групп (3, 2, 1 разрядов и мастеров спорта) возрастают по мере повышения их спортивной квалификации. Также обнаружена взаимосвязь между длиной тела и достижениями спортсмена.

Развитие умственной работоспособности.

На эффективность игровой деятельности баскетболиста оказывают влияния его интеллектуальные качества, особенности типа нервной системы, способность к тактическому мышлению, В спортивных играх необходимы

специальные, интеллектуальные качества: быстрота и объём зрительного восприятия, скорость переработки информации, развитое оперативное мышление, хорошая кратковременная память, устойчивость внимания, помехоустойчивость и др. У подростков, занимающихся баскетболом, эти качества формируются уже в 10-11 лет и под влиянием спортивной тренировки продолжают успешно развиваться. Большой объём и высокая интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимость быстрых и точных дифференцировок приводят к повышению силы и подвижности нервных процессов.

Способность к решению простых, зрительно-моторных задач улучшается уже в 12 лет и продолжает до 16 лет. Задачи, требующие восприятия более сложных ситуаций, решаются лучше с 14-летнего возраста. Следовательно, в этом возрасте необходимо выявлять и развивать способности к оперативному мышлению. Раннее выявление и специальное развитие этих качеств определяют успешность отбора и тактической подготовке баскетболистов. При этом важно учесть, что неадекватное использование тестов для оценки умственной работоспособности, особенно неспецифических, может неправильно ориентировать тренера. Скорость приёма и обработки информации в лабораторных условиях и естественных условиях существенно отличается. Быстрый бег и выполнение большого числа различных приёмов оказывают негативное влияние на игровую, умственную деятельность. Это влияние тем больше, чем выше возраст и квалификация игрока. Правильно построенная разминка, особенно игрового характера, улучшает способность решать тактические задачи. По мере же развития утомления ухудшается эффективность принимаемых баскетболистом решений и увеличивается время, затрачиваемое на выбор действий. Повышение общей физической подготовке юного спортсмена и его специальной выносливости позволяет снизить негативное влияние сложной игровой ситуации и физической нагрузки на выполнение умственных операций.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Обзор диагностических методик по выявлению нарушения чтения у детей с ОНР III уровня
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. Таким образом, в соответствии с психолингвистическим подходом, при исследова ...

Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной школы VIII вида
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимаетс ...

Количественная и качественная обработка полученных данных по результатам экспериментов
Цельконтрольного эксперимента – выявить полученные знания по теме «Семейный бюджет» и определить познавательный интерес к изученной теме в экспериментальном и контрольном классах. Задачи исследования: 1. Проведение контрольного тестирования по экономике по теме «Семейный бюджет» в экспериментальной ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru