Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Страница 3

Но помимо классификации по геоботаническому признаку существует, по мнению А.Г. Исаченко, также классификация ландшафтов и по иным признакам, таким как: геоморфология участка, почвы и почвообразующие породы, степень заболоченности, сочетание нескольких перечисленных признаков.

Но между тем, по словам С.В. Калесника, "Всё разнообразие земной поверхности, отраженное в различие географических ландшафтов, есть результат сочетания и взаимодействия зональных и азональных факторов. Нет такого места на земле, где проявлялись бы только зональные или азональные черты. Те и другие всегда вместе, но одни более, а другие менее отчетливы, что зависит от конкретной географической обстановки и стадии развития данного участка географической оболочки".

В результате сочетания зональных и азональных факторов, в ландшафтной оболочке Земли выделяют широтные пояса, секторы и зоны, а в зонах - провинции, или фации. Расчленению географической зоны на провинции способствуют три основных причины. Во-первых, рельеф земной поверхности; во-вторых, состав горных пород; в-третьих, распределение суши и моря.

В горных странах, к которым относится и Кавказ, широтная зональность осложняется высотной поясностью - одним из азональных факторов. "Высотная поясность, будучи функцией рельефа, обязана своим существованием прежде всего эффекту аэротермического градиента и изменению с высотой суммы атмосферных осадков" - отмечает Калесник.

Высотная поясность, свойственная отдельным компонентам ландшафта, конкретно существует вследствие сочетания этих компонентов в виде высотной ландшафтной поясности. Каждая горная страна в зависимости от ее высоты и географического положения обладает своим спектром поясов. Чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше в нем разных поясов. Чем ниже горная страна и чем дальше она от экватора, тем короче ее е высотно-ландшафтный спектр. В горах Кавказа высотная поясность отчетливо прослеживается на всем протяжении Кавказских гор, причем в зависимости от близости или дальности моря, широтных факторов, в разных районах Кавказа высотные пояса имеют свои характерные черты. Например, в Приложении Б показана схема высотных поясов растительности Закавказья.

Вообще, в пределах Кавказа представлены следующие типы ландшафтов: степные и лесостепные ландшафты, ландшафты широколиственных, смешанных и хвойных лесов, ландшафты влажных субторпических лесов, ландшафты пустынь и полупустынь. В следствие существования высотной поясности, по мере увеличения высоты прослеживается изменений ландшафтов от ландшафта существующего у подножия до ландшафтов альпийских лугов и ландшафтов нивально-ледникового пояса.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Методическая деятельность педагога Орской гимназии №2
Методическая деятельность педагога есть деятельность по обучению, развитию, воспитанию учащихся, осуществляемая посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность становится научной, если она носит исследовательский характер и н ...

Исследование и выявление особенностей диалогической речи дошкольников 5-6 лет
При подборе методов изучения мы исходили из положения, что в наборе методик должен соблюдаться принцип системности и теоретической обоснованности, чтобы методики выполняли единую цель. Наше исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида МДОУ д/с №25 г. Новосибирска и МДОУ детск ...

Основные принципы коррекционно-предупредительного воздействия в раннем возрасте
Комплексное коррекционно-предупредительное воздействие в раннем возрасте имеет принципиальную основу: - Первым по значимости является принцип опережающего обучения в развитии, обоснованный JI.C. Выготским и детально разработанный в дальнейшем С.Я. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Р.Е. Левиной и др. П ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru