Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Страница 3

Но помимо классификации по геоботаническому признаку существует, по мнению А.Г. Исаченко, также классификация ландшафтов и по иным признакам, таким как: геоморфология участка, почвы и почвообразующие породы, степень заболоченности, сочетание нескольких перечисленных признаков.

Но между тем, по словам С.В. Калесника, "Всё разнообразие земной поверхности, отраженное в различие географических ландшафтов, есть результат сочетания и взаимодействия зональных и азональных факторов. Нет такого места на земле, где проявлялись бы только зональные или азональные черты. Те и другие всегда вместе, но одни более, а другие менее отчетливы, что зависит от конкретной географической обстановки и стадии развития данного участка географической оболочки".

В результате сочетания зональных и азональных факторов, в ландшафтной оболочке Земли выделяют широтные пояса, секторы и зоны, а в зонах - провинции, или фации. Расчленению географической зоны на провинции способствуют три основных причины. Во-первых, рельеф земной поверхности; во-вторых, состав горных пород; в-третьих, распределение суши и моря.

В горных странах, к которым относится и Кавказ, широтная зональность осложняется высотной поясностью - одним из азональных факторов. "Высотная поясность, будучи функцией рельефа, обязана своим существованием прежде всего эффекту аэротермического градиента и изменению с высотой суммы атмосферных осадков" - отмечает Калесник.

Высотная поясность, свойственная отдельным компонентам ландшафта, конкретно существует вследствие сочетания этих компонентов в виде высотной ландшафтной поясности. Каждая горная страна в зависимости от ее высоты и географического положения обладает своим спектром поясов. Чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше в нем разных поясов. Чем ниже горная страна и чем дальше она от экватора, тем короче ее е высотно-ландшафтный спектр. В горах Кавказа высотная поясность отчетливо прослеживается на всем протяжении Кавказских гор, причем в зависимости от близости или дальности моря, широтных факторов, в разных районах Кавказа высотные пояса имеют свои характерные черты. Например, в Приложении Б показана схема высотных поясов растительности Закавказья.

Вообще, в пределах Кавказа представлены следующие типы ландшафтов: степные и лесостепные ландшафты, ландшафты широколиственных, смешанных и хвойных лесов, ландшафты влажных субторпических лесов, ландшафты пустынь и полупустынь. В следствие существования высотной поясности, по мере увеличения высоты прослеживается изменений ландшафтов от ландшафта существующего у подножия до ландшафтов альпийских лугов и ландшафтов нивально-ледникового пояса.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Разработка программы по развитию музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре
Программа кружка «Музыкальный театр» Пояснительная записка В настоящее время многие школьники не задумываются о том, как они проводят свое свободное время, время свободное от учебных занятий. Чаще всего это просмотр телевизора, игры на компьютере или бессмысленное брождение по улицам. Зачастую, род ...

Психологические особенности формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста
Анализ готовности личности к любому виду деятельности показывает необходимость формирования ее способностей. Данной проблеме посвящены многочисленные научные исследования. Так, в исследованиях Е.И. Роговой, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова, Б.М. Теплова и др. отмечается, что способности представляют ...

Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145]. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодейств ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru