Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Страница 3

Но помимо классификации по геоботаническому признаку существует, по мнению А.Г. Исаченко, также классификация ландшафтов и по иным признакам, таким как: геоморфология участка, почвы и почвообразующие породы, степень заболоченности, сочетание нескольких перечисленных признаков.

Но между тем, по словам С.В. Калесника, "Всё разнообразие земной поверхности, отраженное в различие географических ландшафтов, есть результат сочетания и взаимодействия зональных и азональных факторов. Нет такого места на земле, где проявлялись бы только зональные или азональные черты. Те и другие всегда вместе, но одни более, а другие менее отчетливы, что зависит от конкретной географической обстановки и стадии развития данного участка географической оболочки".

В результате сочетания зональных и азональных факторов, в ландшафтной оболочке Земли выделяют широтные пояса, секторы и зоны, а в зонах - провинции, или фации. Расчленению географической зоны на провинции способствуют три основных причины. Во-первых, рельеф земной поверхности; во-вторых, состав горных пород; в-третьих, распределение суши и моря.

В горных странах, к которым относится и Кавказ, широтная зональность осложняется высотной поясностью - одним из азональных факторов. "Высотная поясность, будучи функцией рельефа, обязана своим существованием прежде всего эффекту аэротермического градиента и изменению с высотой суммы атмосферных осадков" - отмечает Калесник.

Высотная поясность, свойственная отдельным компонентам ландшафта, конкретно существует вследствие сочетания этих компонентов в виде высотной ландшафтной поясности. Каждая горная страна в зависимости от ее высоты и географического положения обладает своим спектром поясов. Чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше в нем разных поясов. Чем ниже горная страна и чем дальше она от экватора, тем короче ее е высотно-ландшафтный спектр. В горах Кавказа высотная поясность отчетливо прослеживается на всем протяжении Кавказских гор, причем в зависимости от близости или дальности моря, широтных факторов, в разных районах Кавказа высотные пояса имеют свои характерные черты. Например, в Приложении Б показана схема высотных поясов растительности Закавказья.

Вообще, в пределах Кавказа представлены следующие типы ландшафтов: степные и лесостепные ландшафты, ландшафты широколиственных, смешанных и хвойных лесов, ландшафты влажных субторпических лесов, ландшафты пустынь и полупустынь. В следствие существования высотной поясности, по мере увеличения высоты прослеживается изменений ландшафтов от ландшафта существующего у подножия до ландшафтов альпийских лугов и ландшафтов нивально-ледникового пояса.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Метод проектов в преподавании технологии
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а та ...

Человек как предмет педагогической антропологии
Педагогическая антропология – это наука о развитии ребенка, его воспитании. Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект и проникнуть в этот предмет, необходимо прежде всего разобраться с тем, что такое человек, ...

Структура, текущее состояние, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области
Целью проведенного анализа является исследование структуры, текущего состояния, принципов взаимодействия субъектов рынка и существующих барьеров на рынке образовательных услуг Пензенской области, анализ уровня конкуренции и занимаемых позиций на рынке ведущими вузами Пензы. С недавнего времени сист ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru