Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Страница 3

Но помимо классификации по геоботаническому признаку существует, по мнению А.Г. Исаченко, также классификация ландшафтов и по иным признакам, таким как: геоморфология участка, почвы и почвообразующие породы, степень заболоченности, сочетание нескольких перечисленных признаков.

Но между тем, по словам С.В. Калесника, "Всё разнообразие земной поверхности, отраженное в различие географических ландшафтов, есть результат сочетания и взаимодействия зональных и азональных факторов. Нет такого места на земле, где проявлялись бы только зональные или азональные черты. Те и другие всегда вместе, но одни более, а другие менее отчетливы, что зависит от конкретной географической обстановки и стадии развития данного участка географической оболочки".

В результате сочетания зональных и азональных факторов, в ландшафтной оболочке Земли выделяют широтные пояса, секторы и зоны, а в зонах - провинции, или фации. Расчленению географической зоны на провинции способствуют три основных причины. Во-первых, рельеф земной поверхности; во-вторых, состав горных пород; в-третьих, распределение суши и моря.

В горных странах, к которым относится и Кавказ, широтная зональность осложняется высотной поясностью - одним из азональных факторов. "Высотная поясность, будучи функцией рельефа, обязана своим существованием прежде всего эффекту аэротермического градиента и изменению с высотой суммы атмосферных осадков" - отмечает Калесник.

Высотная поясность, свойственная отдельным компонентам ландшафта, конкретно существует вследствие сочетания этих компонентов в виде высотной ландшафтной поясности. Каждая горная страна в зависимости от ее высоты и географического положения обладает своим спектром поясов. Чем выше горы и чем ближе они к экватору, тем больше в нем разных поясов. Чем ниже горная страна и чем дальше она от экватора, тем короче ее е высотно-ландшафтный спектр. В горах Кавказа высотная поясность отчетливо прослеживается на всем протяжении Кавказских гор, причем в зависимости от близости или дальности моря, широтных факторов, в разных районах Кавказа высотные пояса имеют свои характерные черты. Например, в Приложении Б показана схема высотных поясов растительности Закавказья.

Вообще, в пределах Кавказа представлены следующие типы ландшафтов: степные и лесостепные ландшафты, ландшафты широколиственных, смешанных и хвойных лесов, ландшафты влажных субторпических лесов, ландшафты пустынь и полупустынь. В следствие существования высотной поясности, по мере увеличения высоты прослеживается изменений ландшафтов от ландшафта существующего у подножия до ландшафтов альпийских лугов и ландшафтов нивально-ледникового пояса.

Страницы: 1 2 3 

Другая информация:

Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...

Экспериментальная работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе по химии
Работа по изучению использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах. Эксперимент состоял из нескольких этапов: 1. Подготовительный этап Предварительно были изучены научная и методическая литература, опыт учителей во внеклассной работе, ...

Понятие "андрагогика", сущность андрагогики
Понятие "андрагогика" было введено в научный обиход в 1833 г. немецким историком педагогики А. Каппом. Выстроенное по аналогии со словом "педагогика", оно имеет греческое происхождение (андрос - мужчина, человек; агогейн - вести). Если переводить буквально, андрагогика - это &qu ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru