Материалы » Логопедия. Развитие монологической речи у учащихся с нарушением интеллектуальной сферы » Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов

Методические рекомендации по формированию монологической речи у умственно отсталых школьников младших классов

Страница 1

В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование устной монологической речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, А.М. Курицыной,.

Речевой и наглядный материал для данных упражнений также должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Игра «Составь загадку».

Цель: обучить умению планировать свои высказывания, определять последовательность слов в предложении, воспитывать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.

Тема занятия «Овощи».

Воспитатель берет одну из картинок. Дает описание в форме загадки. Например: "Растет на грядке. Красный. У него зеленый резной воротничок" (помидор) Затем педагог раздает картинки всем детям. Они самостоятельно придумывают загадки по образцу. Если дети сразу не могут отгадать, то задают "автору" загадки различные уточняющие вопросы:

- Растет в земле?

- Вначале он зеленый?

Игра «Рассказываем поочередно»

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно).

Тема занятия «Игрушки».

Перед детьми две куклы: знакомая и им и новая. Воспитатель говорит, что новая гостья останется с детьми, если они сумеют интересно рассказать о ней и о её подруге Катеньке. Дети учатся составлять рассказ вместе с куклой (кукла будет начинать, а дети заканчивать). Рассказывают о новой игрушке:

- Моя кукла очень симпатичная. А ваша?

- Наша кукла тоже очень симпатичная.

- У моей куклы розовые щеки и синие глаза. А у вашей?

- У нашей куклы розовые щеки и черные глаза.

- У моей Насти светлые волосы. А у вашей Кати?

- У нашей Кати темные волосы, у нее две косички.

После этого воспитатель просит одного из детей составить рассказ о кукле самостоятельно.

Игра "Магазин игрушек".

Цель: Учить детей составлять описания игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем.

Тема занятия "Магазин".

Дети сидят полукругом, в центре - стол с игрушками. Рядом - столик для упаковки товаров, на нем - пакеты, числовые карточки и большой грузовик или корзинка (для покупок).

- Внимание, - через микрофон объявляет воспитатель.

- Сегодня у нас работает выездной магазин игрушек. И, отложив микрофон, спрашивает детей, как можно купить игрушки, не имея денег.

- Чтобы получить игрушку надо интересно рассказать о ней.

В разговоре с продавцом назовите игрушку, укажите ее размер, цвет ее частей, если игрушка заводная, покажите ее в действии.

Магазин открывается. Если ребенок интересно и достаточно подробно опишет игрушку, продавец дает ее упаковщице.

Преобразование предложений.

Цель: Учить детей строить сложные предложения.

Детям предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда.

Тема занятия « Поездка на дачу»(фрагмент занятия).

Цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам.

Задание 1: Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету.

Картинка: Дети в лесу. Девочка собирает ягоды. Мальчик собирает грибы.

Педагог: Посмотрите внимательно на картину. Кого вы видите на ней?

Ребёнок: Девочку и мальчика.

Педагог: Что делает девочка?

Ребёнок: Девочка собирает ягоды.

Педагог: Что делает мальчик?

Ребёнок: Мальчик собирает грибы.

Педагог: Давайте вместе попробуем составить из этих предложений одно, используя союзы: а, но, и.

Ребёнок: Девочка собирает ягоды, и мальчик собирает грибы.

Ребёнок: Маша не тот вставила союз. Нужно союз а. Девочка собирает ягоды, а мальчик собирает грибы.

Задание 2: Педагог предлагает детям закончить предложения и подобрать картинку.

Мальчик ловит . Девочка играет .

Собака грызёт . Мама стирает .

Кошка сидит . Курица снесла .

Летом тепло, а зимой . Птицы летают, а змеи .

Осенью листья жёлтые, а летом . Снег растает, когда .

Весной греет солнышко и . Дети лепят снеговика и. .

Работа с серией сюжетных картин.

Цель: обучение составлять связный рассказ по сери сюжетных картин.

Тема занятия «Составление рассказа»(фрагмент занятия).

Демонстрируется серия сюжетных картин «Гроза».1 - я картина. Дети в лесу, девочка собирает ягоды, мальчик собирает грибы.

2-я картина. Дождь, на небе молнии, дети бегут.

3-я картина: Дети сидят дома за столом и оживленно рассказывают маме о случившемся.

Дети с помощью педагога разбирают содержание картин, составляют рассказ. Потом этот рассказ воспроизводится детьми.

Пример рассказа:

Это было летом. Дети жили на даче. Они пошли в лес. Саша собирал грибы. Лена собирала ягоды. Вдруг подул сильный ветер. Пошёл дождь. Дети испугались и побежали домой. Дома они рассказали обо всем маме.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Различные подходы к трактовке понятия функции в курсе математики в средней школе
Задача. При каких значениях параметра а уравнение имеет ровно четыре корня? Строим графики функций и в одной системе координат, воспринимая равенство как равенство значений выбранных функций. Построим график четыре точки пересечения получаем для . При (координаты точки максимума (1,2)) получаем вер ...

Анализ результатов исследования связной речи детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
В процессе обследовании связной речи на первом этапе эксперимента детям предлагалось выполнить три задания (составить рассказы по серии сюжетных картин и по одной сюжетной картине), после чего данные рассказы анализировались по следующим критериям: употребление простых предложений (распространённых ...

Становление диалогической речи в онтогенезе
Диалогическая речь не дана человеку от рождения, ее осваивают так же, как и любой другой вид деятельности, в процессе взаимодействия с более опытным партнером – носителем коммуникативной культуры. Если малыш пяти-шести месяцев жизни видит занимающегося своими делами взрослого, он доступными ему сре ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru