В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование устной монологической речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, А.В. Ястребовой, А.М. Курицыной,.
Речевой и наглядный материал для данных упражнений также должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Игра «Составь загадку».
Цель: обучить умению планировать свои высказывания, определять последовательность слов в предложении, воспитывать умение сравнивать, аргументировать, развивать творческое воображение, совершенствовать навыки связной речи.
Тема занятия «Овощи».
Воспитатель берет одну из картинок. Дает описание в форме загадки. Например: "Растет на грядке. Красный. У него зеленый резной воротничок" (помидор) Затем педагог раздает картинки всем детям. Они самостоятельно придумывают загадки по образцу. Если дети сразу не могут отгадать, то задают "автору" загадки различные уточняющие вопросы:
- Растет в земле?
- Вначале он зеленый?
Игра «Рассказываем поочередно»
Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ об игрушке по образцу (образец дается поэтапно).
Тема занятия «Игрушки».
Перед детьми две куклы: знакомая и им и новая. Воспитатель говорит, что новая гостья останется с детьми, если они сумеют интересно рассказать о ней и о её подруге Катеньке. Дети учатся составлять рассказ вместе с куклой (кукла будет начинать, а дети заканчивать). Рассказывают о новой игрушке:
- Моя кукла очень симпатичная. А ваша?
- Наша кукла тоже очень симпатичная.
- У моей куклы розовые щеки и синие глаза. А у вашей?
- У нашей куклы розовые щеки и черные глаза.
- У моей Насти светлые волосы. А у вашей Кати?
- У нашей Кати темные волосы, у нее две косички.
После этого воспитатель просит одного из детей составить рассказ о кукле самостоятельно.
Игра "Магазин игрушек".
Цель: Учить детей составлять описания игрушек, пользуясь планом, предложенным воспитателем.
Тема занятия "Магазин".
Дети сидят полукругом, в центре - стол с игрушками. Рядом - столик для упаковки товаров, на нем - пакеты, числовые карточки и большой грузовик или корзинка (для покупок).
- Внимание, - через микрофон объявляет воспитатель.
- Сегодня у нас работает выездной магазин игрушек. И, отложив микрофон, спрашивает детей, как можно купить игрушки, не имея денег.
- Чтобы получить игрушку надо интересно рассказать о ней.
В разговоре с продавцом назовите игрушку, укажите ее размер, цвет ее частей, если игрушка заводная, покажите ее в действии.
Магазин открывается. Если ребенок интересно и достаточно подробно опишет игрушку, продавец дает ее упаковщице.
Преобразование предложений.
Цель: Учить детей строить сложные предложения.
Детям предлагаются два простых предложения, из которых нужно сделать одно сложное, используя союзы а, но, и, когда.
Тема занятия « Поездка на дачу»(фрагмент занятия).
Цель: составление простых и сложных предложений по сюжетным и предметным картинкам.
Задание 1: Педагог демонстрирует детям сюжетные картинки и предлагает составить предложения по их сюжету.
Картинка: Дети в лесу. Девочка собирает ягоды. Мальчик собирает грибы.
Педагог: Посмотрите внимательно на картину. Кого вы видите на ней?
Ребёнок: Девочку и мальчика.
Педагог: Что делает девочка?
Ребёнок: Девочка собирает ягоды.
Педагог: Что делает мальчик?
Ребёнок: Мальчик собирает грибы.
Педагог: Давайте вместе попробуем составить из этих предложений одно, используя союзы: а, но, и.
Ребёнок: Девочка собирает ягоды, и мальчик собирает грибы.
Ребёнок: Маша не тот вставила союз. Нужно союз а. Девочка собирает ягоды, а мальчик собирает грибы.
Задание 2: Педагог предлагает детям закончить предложения и подобрать картинку.
Мальчик ловит . Девочка играет .
Собака грызёт . Мама стирает .
Кошка сидит . Курица снесла .
Летом тепло, а зимой . Птицы летают, а змеи .
Осенью листья жёлтые, а летом . Снег растает, когда .
Весной греет солнышко и . Дети лепят снеговика и. .
Работа с серией сюжетных картин.
Цель: обучение составлять связный рассказ по сери сюжетных картин.
Тема занятия «Составление рассказа»(фрагмент занятия).
Демонстрируется серия сюжетных картин «Гроза».1 - я картина. Дети в лесу, девочка собирает ягоды, мальчик собирает грибы.
2-я картина. Дождь, на небе молнии, дети бегут.
3-я картина: Дети сидят дома за столом и оживленно рассказывают маме о случившемся.
Дети с помощью педагога разбирают содержание картин, составляют рассказ. Потом этот рассказ воспроизводится детьми.
Пример рассказа:
Это было летом. Дети жили на даче. Они пошли в лес. Саша собирал грибы. Лена собирала ягоды. Вдруг подул сильный ветер. Пошёл дождь. Дети испугались и побежали домой. Дома они рассказали обо всем маме.
Другая информация:
Современная семья и её проблемы
Сегодня изменения происходят и в отношениях мужчин и женщин в семье. Их взаимоотношения, а также отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей разного пола и возраста не заданы жестко их положением в семейном клане. Теперь трудно выделить, кто кого “главнее” и в семье. Изменяется ...
Геометрия, черчение и графическая грамотность
Межпредметная связь геометрии и трудового обучения является и опосредованной (например, через черчение, теоретической основой которого является геометрия) и непосредственной, т.е. когда учеником применяются свои геометрические знания в практической деятельности на уроках труда. Связь геометрии и тр ...
Православные детские лагеря
Детский православный лагерь является одним из видов детских оздоровительных (профильных) лагерей, который развивает религиозное направление. Не подчиняясь ни органам социальной защиты, ни органам образования, православный лагерь является, по сути, частью (одним из подразделений) епархии, к которой ...