Материалы » Приобщение школьников к предпринимательской деятельности через изготовление изделий из бисера » История бисера и бисероплетения

История бисера и бисероплетения

Страница 3

Следующий этап развития бисерного производства в России связан с именем М. В. Ломоносова. Доказывая необходимость создания фабрик по изготовлению бисера, М. В. Ломоносов писал: « в 1748 г. через Санкт-Петербургский порт в страну было привезено 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, в 1752г. бисера привезено в 4,5 раза больше, а стекляруса – в 4 раза больше».

В 1752 году М. В. Ломоносов, поводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для «делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи».

Фабрика в Усть-Рудице была открыта. Здесь наладили производство бисера, стекляруса, граненых камней, стекла для мозаики. Через год уже была выпущена первая продукция. Производство постоянно расширялось, шла подготовка квалифицированной рабочей силы. Но после смерти Ломоносова, фабрика закрылась.

С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер, его активно использовали для отделки народного костюма. Изделия из бисера имеют множество местных названий, которые давались либо по способу изготовления, либо по расположению украшения в костюме.

Как отмечалось выше, бисер и стеклярус уже давно применялись для украшений культового назначения, но именно в XVIII веке его использование в церковной сфере переживало настоящий бум. Бисером, жемчугом и стеклярусом расшивали оклады икон, книг, образки, ленты на которых подвешивали лампады и паникадила, церковную одежду.

Занятие бисерным рукоделием – важная часть досуга дворянского сословия. Работали мастерицы в специально отведенных мастерских – «светлицах». Свое название они получили потому, что под них выделялись самые светлые комнаты в доме.

Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц помещичьих мастерских. В те времена целый мир бисерных вещей окружал человека. Это были всевозможные мелочи: шкатулочки и ящички для ювелирных изделий, чубуки, кошелечки, сумочки, подсвечники, лотки под флаконы, чернильницы, подстаканники, подносы для визиток, всевозможные чехольчики и футлярчики.

В XIX веке бисерное рукоделие в России переживает новый период расцвета. Большого распространения и значительной высоты исполнения достигает изготовление бисерных украшений.

Женщины и девушки низали пояса и сережки, ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, украшали головные уборы бахромой и поднизями, ряснами и позатыленьями.

Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм были известны далеко за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других странах. На образцах из России обучались в рукодельных школах Европы.

Во второй половине XIX века интерес к бисеру и стеклярусу постепенно затухал, но в конце века вспыхнул с новой силой. Стало модным использовать бисер в отделке предметов интерьера. Делали, например, бахрому на абажурах, занавесках, скатертях.

В начале XX века использование бус, бисера и стекляруса в отделке одежды заметно возрастает. Ими вышивали орнаменты, из них плели бахрому, которой обшивали детали платьев и накидок.

После революции 1917-го года перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Учреждения дошкольного образования
Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: Детский сад. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и д ...

Методическая сторона урока
1. На какие части урок распадался, насколько удачна последовательность этих частей - насколько удачно взята определенная методическая форма за основу и насколько удачно было сочетание различных методических приемов. 2. Какие из следующих элементов педагогического процесса имели место на уроке: - по ...

Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов
Целенаправленное восприятие — необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. Поскольку восприятие органически входит в ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru