Парижские модельеры для украшения городского костюма применяли бисер и стеклярус в тон ткани – серый по серому, гранатовый по гранатовому, обыгрывая блеск стекла. При отделке разнообразных туалетов использовался бисер из «молочного» стекла, который имитировал жемчуг. Стеклярус и бисер считали незаменимым материалом для отделки траурных платьев.
Во второй половине XIX века были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. Это способствовало распространению бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи со снижением интереса к всевозможным видам рукоделия, бытовавшим во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.
В начале XX века вышивка бисером вошла в моду многих европейских стран. Особенно она была популярна в Германии, где этим способом украшались разнообразные милые мелочи.
В России изготовление изделий из бус, бисера, стекляруса, самоцветных камней было издавна известно во многих ее регионах. Бисером и стеклярусом народные и городские костюмы, наряды царей и вельмож, церковную одежду и утварь, всевозможные предметы интерьера – от крошечных чехольчиков до огромных панно.
Широкую известность получил стеклярусный кабинет в Китайском дворце, где все, включая обивку мебели и стен, сделано из бисера, бус и стекляруса.
Особенно больших успехов в России достигает вышивание бисером. Этот вид прикладного искусства получил широкое распространение среди всех слоев населения.
Непревзойденные по качеству и художественным достоинствам произведения, созданные русскими мастерицами, покорили сердца людей, как Старого, так и Нового Света.
Многие века бисер и стеклярус на территории России был привозным. Традиции работы с этими материалами сохранялись на протяжении всего времени их существования. Однако были эпохи, когда бисероплетение переживали бурное развитие. Одной из таких эпох является время существования Киевской Руси.
Уже в IX веке в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие крупные ремесленные центры ремесленного производства. Это время формирования и расцвета отечественного стеклоделательного производства, которое приняло в XI – начале XIII века массовый характер.
В XII веке для изготовления бус применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самими разнообразными по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По форме бусы могли быть круглыми, цилиндрическими, бочонкообразными и винтообразными или биконическими.
Монголо-татарское нашествие на долгие годы прервало развитие ремесла на Руси. Производства были разрушены, лучшие мастера угнаны в рабство. На протяжении нескольких веков производство стекла и изделий из него на территории Российского государства было забыто.
Возрождение традиций отечественного бисерного производства и творчества приходится на XVI – XVIII века. В это время предпринимаются первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В XVI веке происходит возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских на западе и юго-западе страны, на Украине. В начале XVII века, в 1635 году начал функционировать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера.
Больше внимание развитию стеклоделия в России уделял ПетрI. Он привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских людей за границу, учится стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера.
Другая информация:
Язык схоластического образования и школы
Общим языком образования и школы в средние века был и оставался. Все изучалось только на нем и посредством его он был „дверью наук и образования. Естественно, этой дверью образование отделялось от народной массы и, благодаря ей, составляло, в общем, привилегию только некоторых, кто эту дверь открыв ...
Трудовая деятельность как фактор воспитания личности умственно отсталого
дошкольника
С.Я. Рубинштейн считает, что трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности. Это положение относится ко всем детям и подросткам. По отношению к детям с неполноценной либо ослабленной нервной системой труд представляет собой также и весьма значительное корригиру ...
Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дл ...